Город Ачинск раскинулся на правом берегу реки Чулыма в устье притока реки Ачинки, между Салыркой, Тептяткой и Мазулькой, у отрогов Саянских гор. История города зародилась в 1683 году. Начинался Ачинск с маленького острога, выросшего на берегу реки Чулым. Первые русские поселенцы появились в девственной тайге в конце XVII века. А уже через сотню лет деревянные домики, раскинувшиеся на территории крепости, получили статус уездного города, управление которым осуществлял городничий. Способствовали быстрой метаморфозе многие обстоятельства, Во-первых, смелость и трудолюбие далеких славных предков, современных жителей Ачинска. Во-вторых, достаточно привлекательные для добычи, жизни и продолжения рода места. В-третьих, возможность расширить границы отвоеванного у природы мира. Опираясь на крепость, первопроходцы продвигались по Чулыму на юг, подчиняя или выгоняя в Монголию вольные киргизские племена. Таким образом, Ачинский блок-пост стал административным центром по сбору дани с кочевников, а позже и перевалочным пунктом на сухопутной дороге Тобольск — Иркутск. В 1785 г. Ачинску был пожалован герб с изображением лука и колчана со стрелами. В конце XVIII в. Ачинский уезд состоял из 11 волостей, в которых вместе с населением Ачинска проживало 17 373 чел. По данным 1834 года Ачинск имел уже одну полотняную фабрику, три кожевенных, два мыловаренных и один свечной завод. Ачинск выполнял роль перевалочного пункта: обозы с китайскими товарами шли до города, отсюда до Тобольска — на судах, из Тобольска обозы снова шли сухопутным путем в Москву, Петербург и другие пункты. Постепенно город сложился как купеческий, живущий тихой провинциальной жизнью и не испытывающий особенных потрясений. Разве что именитые гости, проезжавшие через Ачинск время от времени, являлись для городка настоящим событием. Например, А. П. Ганнибал, соратник Петра I и дед А. С. Пушкина, который заехал в Ачинск в 1737 г. Или А. Н. Радищев, дважды проезжавший через город. Не миновали Ачинск декабристы, а также Н. Г. Чернышевский и А. П. Чехов. Значительное оживление в жизнь Ачинска в XIX веке внесло развитие транспортных путей — Московского тракта, а затем Транссибирской железнодорожной магистрали. В эти годы через Ачинск двигалось в Сибирь огромное количество переселенцев из европейских губерний России, часть из них обосновалась в Ачинском округе. Статус «индустриального» появился у города в послевоенные годы вместе со строительством крупнейшего в стране глиноземного комбината. Развитие промышленности «довершило» появление еще одного завода — нефтеперерабатывающего. Два этих гиганта являются основными градообразующими предприятиями. Яркой иллюстрацией стремительного развития Ачинска в советские годы являются данные о том, как менялась численность населения. В 1939 году здесь проживали 32,5 тысячи человек; в 1959-м — уже 50,3 тысячи, 1989-м — 121,5 тысячи человек. На 1 января 2006 года, по данным Красноярскстата, в Ачинске насчитывалось 112,729 тысячи человек. Помимо АГК и НПЗ, по сей день являющихся градообразующими, в городе работает 125 крупных предприятий. Двери филиалов СФУ (института архитектуры и строительства, института цветных металлов и золота) открыты для молодежи. Оплотом культурной жизни старинного города являются драматический театр и краеведческий музей. На сегодняшний день ведущая отрасль экономики города — промышленность — представлена следующими отраслями: цветная металлургия — ОАО «Ачинский глиноземный комбинат»; топливная (нефтеперерабатывающая) — ОАО «Ачинский нефтеперерабатывающий завод»; машиностроение и металлообработка — ООО «Карат»; электроэнергетика — Западные электрические сети; лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная — ООО «Мебельная фабрика»; строительные материалы — ОАО «Стройиндустрия», ОАО «Стройматериалы»; Основными градообразующими предприятиями города являются ОАО «Ачинский глиноземный комбинат» и ОАО «Ачинский НПЗ» В апреле 2000 г. на АГК пришли управленцы «РУСАЛа». Работа РУСАЛовской команды характеризуется принципиально новым подходом: на первый план выдвигаются разработка и внедрение крупных проектов по увеличению выпуска, качества продукции, снижению ее себестоимости; вводятся новые программы, бизнес-план, инвестиционный бюджет; преображается внешний вид комбината и упорядочиваются внутренние процессы; подчеркивается, что АГК — это часть мощной алюминиевой компании «РУСАЛ». Большое внимание уделяется повышению квалификации, подготовке кадрового резерва. Комбинат стабильно обеспечивает Ачинск теплом, горячей и холодной водой. Ачинский НПЗ — одно из самых молодых нефтеперерабатывающих предприятий России. На сегодня он — традиционный поставщик высококачественных бензинов, авиатоплива, дизельного топлива, мазута, битума и других нефтепродуктов на территорию Красноярского края, республик Тыва, Хакасия, Новосибирской, Томской, Кемеровской областей, Алтайского, Хабаровского, Приморского краев. АНПЗ — это предприятие со стабильным выполнением договорных обязательств и качеством продукции, известной не только нашей стране, но и за рубежом, на рынках Европы и Азии. Ачинская дорожно-строительная передвижная механизированная колонна (ДПМК) была создана в январе 1978 года. Предприятие создавалось для проведения строительных и ремонтных работ на автодорогах Ачинского района, строительства зерновых и животноводческих площадок. В ноябре 1989 года на базе Ачинской ДПМК возникло ТОО «ДСПМК «Ачинская» и на общем собрании коллектив единогласно избрал начальником Юрия Александровича Лебедева. Сегодня он — депутат законодательного собрания края. Предприятие работает по заказам КГУ «Управление автомобильных дорог», с 2001 г. принимает активное участие в конкурсных торгах, заключает прямые договоры на производство работ с ОАО «АГК» и ОАО «АНПЗ».Глава города Илай Ахметов Ачинск — один из тех городов Сибири, про которые можно сказать: у них все впереди. Здесь славное «вчера» не замерло на страницах фотоальбомов или архивных полках. Ачинцы — счастливые люди. Ведь жизнь только тогда полноценна, когда видна перспектива.
Светлана Полищук.
|