Сегодня четверг 25 апреля 2024 г. 23:14
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№25сентябрь 2008Тема номера
Дороги, ведущие в лес
По данным Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, общая площадь лесных земель на территории края составляет 155,8 млн га. При этом доступными в транспортном отношении являются лишь около 26,1 млн га. А все потому, что слабо развитая лесодорожная инфраструктура является одной из главных причин неосвоения расчетной лесосеки в регионе.

Невеселая арифметика
Ни для кого уже давно не секрет, что недостаточно просто добыть древесину, ее нужно довезти на деревоперерабатывающий комбинат и довести до стадии переработки. Но если в среднем по России обеспеченность дорогами на 1?000 га лесного фонда составляет 1,2 км, в Сибирском Федеральном округе — 1,1 км, то в наиболее перспективных для освоения районах Красноярского края — районах Нижнего Приангарья проблема стоит особенно остро — только 350 метров дороги на тысячу гектаров леса. На Западе эта цифра, как водится, выше. Так, например, в США она составляет 10, а в Германии — 45 км на 1?000 га. В результате, в Красноярском крае, где расчетная лесосека составляет 66,35 млн кбм., экономически доступная расчетная лесосека в лучшем случае составляет только 27 млн кбм. Плохая доступность лесного фонда не может не сказаться на отрасли в целом — трудности вывоза сырья сдерживают столь необходимое вливание инвестиций в лесную отрасль края.
По данным исследований ученых Санкт-Петербургской лесотехнической академии, в России потребность в дорогах круглогодового действия составляет 25—30 км, а потребность в летних лесных дорогах — 1—1,2 км на 1?000 га.
В Красноярском крае, чтобы хоть как-то повысить транспортную досягаемость лесов до нормального уровня, необходимо увеличение общей протяженности лесных дорог как минимум до 6 км на каждые 1?000 га леса. Это потребует создания дополнительных 800 тыс.??км автодорог в лесном фонде. А целью совсем уж светлого лесовозного будущего является отметка по обеспечению дорогами в объеме не меньшем, чем 10 км на 1?000 га леса.
Сегодня при протяженности всех типов лесовозных дорог в лесах края, равной 148,8 тыс.км, протяженность дорог круглогодового действия из них составляет лишь 44,2 тыс. км, без учета дорог общего назначения, т.??е. 29,5?%. Основная же масса лесовозных дорог представлена грунтовыми дорогами сезонного действия, нормальная работа которых зависит от погодных условий, а они зачастую складываются не лучшим для лесопромышленников образом. Так, например, 80?% лесовозных дорог — это зимники, которые ограничивают период работы лесозаготовителей до 4—6 месяцев в год. Львиная доля оставшихся 20?% — дороги грунтовые, поэтому дождливым летом лесные ресурсы, до которых, казалось бы, рукой подать, становятся едва ли не труднодоступнее полезных ископаемых.
Никому не нужные дороги
Большая часть автодорог была построена, в период 1980—1994 годы, в основном силами лес­промхозов. Содержание и обслуживание созданной в те годы сети лесовозных грузосборочных магистралей осуществлялось за счет государственных средств.
Сейчас технические характеристики большей части рассматриваемых лесовозных дорог не соответствуют даже своей нормативно невысокой категории. Кроме того, уже в течение более чем 10 лет эти дороги не ремонтировались и в настоящее время требуют капитального ремонта, реконструкции, строительства заново части участков дорог и мостовых сооружений.
Парадоксально, но усугубил ситуацию технический прогресс. Современная лесозаготовительная техника повышенной проходимости вместе с грузом имеет массу до 50—60 тонн, тогда как полтора-два десятилетия назад при создании дорог предполагалось, что машины будут не тяжелее 10—20 тонн. Перегрузка, которую испытывают лесные транспортные пути, сокращает срок их службы гораздо быстрее, чем это планировали строители. Нередко водителям увязших лесовозов приходится избавляться от груза, чтобы вывезти из бездорожья хотя бы машину. Такая растрата заготовленной древесины, хоть и является вынужденной мерой, не должна быть оправдана, потому что тут в прямом смысле, чем дальше в лес, тем больше дров. Сваленные у обочины бревна только помешают проехать транспорту в следующий раз.
В течение ряда лет проблема строительства и поддержания лесовозных дорог в рабочем состоянии обостряется еще и тем фактом, что фактически большая часть дорог являются брошенными. Поэтому, при общей заинтересованности лесозаготовителей края в эксплуатации дорог, отсутствует конкретное лицо или организация, которому было бы действительно экономически необходимо содержание дорог в удовлетворительном состоянии. Вернее, организаций, которым лесовозные дороги экономически необходимы, множество — не хватает добровольцев, которые бы взяли заботу о транспортных путях на себя.
Двадцать лет назад эта забота ложилась на плечи леспромхозов и финансировалась государством. Сейчас проблема заключается в том, что большая часть дорог, необходимых для обеспечения развития ЛПК края, являются, по сути, дорогами технологическими, согласно существующих СНИПов, а, следовательно, их содержание, обслуживание, равно как и строительство, реконструкция и капитальный ремонт, не может осуществляться за счет государственных или муниципальных средств (это выходит за рамки полномочий органов власти).
Кроме того, существующие правовые механизмы, которые позволили бы направить средства муниципального или краевого бюджетов на поддержание удовлетворительного состояния сети лесовозных магистралей, требуют детального изучения и адаптации их к проблеме. Еще одна весомая преграда — отсутствие в новом Лесном кодексе понятия «лесовозная дорога», в связи с чем непонятно, кто и как должен финансировать строительство этих дорог. Но, как заверяют в министерстве природных ресурсов края, совместно с комитетом по природным ресурсам экологии Законодательного Собрания края они ведут работу с Госдумой РФ по вопросу внесения в Кодекс соответствующих изменений
Планов громадье
Когда проблема вывоза заготовленной древесины разрослась настолько, что откладывать решение еще дальше стало уже невозможным, колесо власти начало со скрипом, но хоть как-то проворачиваться в сторону создания механизмов, позволяющих направлять средства бюджетов на строительство и восстановление инфраструктуры, необходимой для социально-экономического развития территории. Так, в целях освоения новых лесных массивов в Красноярском крае планируется в ближайшее десятилетие основное внимание уделить развитию транспортной лесодорожной сети в районах наиболее интенсивного освоения — Нижнее Приангарье.
Специально для этого в Красноярском крае были проведены исследования, в результате которых создана программа «Строительство лесовозных грузосборочных магистралей на период 2005—2015 годы на территории Богучанского и Кежемского районов Красноярского края».
В рамках программы запланированы действия по двум направлениям.
Во-первых, это строительство магистралей, одновременно выполняющих функции дорог общего пользования, тем самым, решив проблему транспортной доступности северных территорий в комплексе. Деньги на решение этой задачи планируется выделить из краевого бюджета, поскольку будущие автодороги будут полезны не только лесопромышленникам, но и соединят несколько населенных пунктов, расположенных в районе Приангарья — на территории Богучанского, Кежемского, Мотыгинского районов и Эвенкийского муниципального района. При этом строительство лесовозных усов, примыкающих к лесовозным магистралям общего пользования обещают взять на себя инвесторы-участники программы.
Для лесозаготовителей лакомым будет ожидаемый прирост заготовки древесины в результате ввода в эксплуатацию указанных дорог. Согласно подсчетам ведомства Андрея Гнездилова он составит — 4,2 млн кбм. к 2018 году. Ожидаемый дополнительный доход бюджетов всех уровней от развития лесодорожной инфраструктуры к 2017 году составит порядка 11,5 млрд руб., что будет решено в первую очередь благодаря обеспечению сырьевой безопасности при реализации ряда инвестиционных проектов в отрасли (ЗАО «Краслесинвест», ОАО «Ангара Пейпа», ООО «Енисейский фанерный комбинат», ООО «Сиблес» и иные деревообрабатывающие и плитные производства).
В частности, крупнейшая запланированная межмуниципальная дорога «Межмуниципальная дорога?с.??Орджоникидзе—п.??Мотыгино—Раздолинск—Южно-Енисейск—Ишимба»?протяженностью 291,6 км. создаст условия для доступности сырьевых баз Мотыгинского района, переданных в аренду в 2006 году (ЗАО «Новоенисейский ЛХК, ООО ПГ «Сибирский лес», ООО «Лидер и К»). В период с 2013 по 2019 годы эта дорога обеспечит прирост лесозаготовок, равный 1?250 тыс.?кбм. Древесина будет направлена на переработку на ЗАО «Новоенисейский ЛХК» — производство МДФ, новый завод ООО ПГ Сибирский лес в Лесосибирске — производство погонажных изделий.
Кроме этого, с перекрытием плотины Богучан­ской ГЭС и началом затопления ложа водохранилища не менее 0,5 млн кбм. древесины, заготавливаемой в Кодинском лесничестве и поставляемой на предприятий края будут перенаправлены на предприятия Иркутской области (восточная зона Кодинс­кого лесничества). Уже к 2009 году остро встанет необходимость создания условий для экономической доступности лесных массивов, расположенных в западной неистощенной зоне лесопользования Кежемского района — правобережье реки Ангара и севера района. А с запуском ЦБК в Богучанском районе, в 2012 году, низкосортное сырье из указанных зон Кежемского района будет направляться на переработку, а высококачественная древесина — на лесопильные производства, запущенные в рамках программы в Богучанском и Кежемском районах, а также на комбинаты г. Лесосибирска.
Для этих целей определено строительство двух других транспортных участков: межмуниципальных дорог, которые свяжут с.??Яркино и п.??Таежный с трассой Кежма—Ванавара.
Всего к 2017 году планируется построить 1?065,4 км дорог. На это в период 2006—2015 годы будет потрачено 9 млрд 804 млн рублей, при этом нелишним будет заметить, что сейчас правительство края ведет работу с правительством страны для выделения нашему региону финансовой помощи из средств Инвестиционного фонда.
Второе направление программы — строительство лесовозных магистралей, которые никого, кроме лесопользователей напрямую не затронут. Именно поэтому по второму пути планируется следовать с привлечением средств предприятий, заинтересованных в создании транспортной инфраструктуры. Согласно этой части программы будут построены автодороги Богучаны—Кодинск (лесничества Богучанского и Кежемского районов), Тагара—Таежный (Кодинское лесничество) и Агарский—Юрубчен-Байкит (Гремучинское и Байкальское лесничество)
Итак, если верить прогнозам и планам, к 2016—2017 годам в Красноярском крае станут доступны практически все основные запасы лесных ресурсов. Объемы лесозаготовок возрастут в разы, и остается только надеяться, что после завершения строительства всей лесодорожной инфраструктуры нам будет что заготавливать и что, в конце концов, экономически благими намерениями мы не вымостим дороги к экологической катастрофе.

Юлия Ребрунова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru