Сегодня четверг 28 марта 2024 г. 20:30
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№114ноябрь 2016Актуально заявить
Графические материалы: ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России
Официальное название группы этих веществ — стойкие органические загрязнители (СОЗ). Однако в связи с числом элементов в первоначальном списке бытует и другое, народное, название — «грязная дюжина». В перечень вошли наиболее опасные органические соединения, и в настоящий момент 152 страны, в числе которых и Россия, закрепили за собой обязательства по запрещению их производства и использования. Полихлорированные бифенилы (ПХБ) — в списке этих мощных токсикантов. Не так давно эти соединения активно использовались в промышленном производстве, а сегодня весь цивилизованный мир озадачен их обезвреживанием. Подробнее об этой проблеме, путях её решения и актуальности для нашей страны мы поговорили с заместителем руководителя Департамента мониторинга госпрограммы и научно-образовательной деятельности ФГБУ «Российского энергетического агентства» Минэнерго России Ириной Зибрак.

div style="text-align: justify;">
— Ирина Аркадьевна, в октябре Российское энергетическое агентство провело в Красноярске семинар для организаций ТЭК по вопросам обращения с ПХБ. С чем это связано? Почему вопрос безопасного обращения с ПХБ актуален именно для энергетической отрасли? В чём заключается возможное негативное влияние этих органических загрязнителей?
— Да, действительно, не так давно мы провели уже пятый семинар «Безопасное обращение с ПХБ-содержащим оборудованием на предприятиях ТЭК и его удаление». Российское энергетическое агентство и Организации объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО) в России до конца 2016 года проведет ещё один такой семинар — в Тюмени. В целом, с проблемой ПХБ познакомятся участники из шести федеральных округов РФ.
Для ТЭК проблема ПХБ новая — с одной стороны и старая — с другой. Полихлорбифенилы — это группа органических соединений, включающая в себя все хлорзамещенные производные дифенила. Особенность этих веществ заключается в их устойчивости к воспламенению, теплостойкости, химической стабильности. Благодаря своим уникальным физико-химическим свойствам эти соединения нашли широкое применение во всех отраслях народного хозяйства в качестве диэлектриков в электротехническом оборудовании (трансформаторах и конденсаторах), как охлаждающие жидкости в теплообменных системах, в гидравлической технике, входили в состав пластификаторов, красок, лаков, смазочных масел и пр.
Следует отметить, что ПХБ — очень опасные вещества, согласно Стокгольмской конвенции о СОЗ, они подлежат полному уничтожению. Они отличаются высокой канцерогенностью и токсичностью. Особую опасность ПХБ представляет способность к усилению вредных свойств другого токсиканта. В обычных условиях в окружающей среде они очень плохо разлагаются: период их полураспада составляет в среднем 10-15 лет. ПХБ могут биоаккумулироваться в жировых тканях человека и других живых организмов, передаваться по пищевым цепям. В процессе всемирного круговорота жидкостей ПХБ могут быть перенесены на далёкие расстояния в регионы, где они никогда не производились и не использовались, в частности в Арктику. Другими словами, их опасность не только не преувеличивается, но просто до конца многими из нас даже не осознаётся.
— Насколько эта проблема актуальна для нашей страны? Почему?
— Промышленное производство ПХБ в СССР началось в конце 1930-х годов. За весь период с 1939 по 1993 год было произведено более 180 000 тонн ПХБ, наиболее известные марки — совол, совтол, трихлорбифенил. Несмотря на прекращение производства, ПХБ до сих пор находятся в эксплуатации в составе электротехнического и другого оборудования, имеющего длительные сроки эксплуатации. По данным инвентаризации, общее количество ПХБ на территории РФ оценено в 28 000-30 000 тонн.
Наибольшее количество ПХБ-содержащего электротехнического оборудования (около 20%) используется в энергосистемах России. Приблизительно такое же количество ПХБ-содержащих трансформаторов и конденсаторов (около 18%) эксплуатируется на предприятиях машино- и приборостроения. Кроме того это оборудование применяется на предприятиях: чёрной и цветной металлургии (около 14%), пищевой промышленности (мясо-, рыбоперерабатывающие заводы, хлебопекарни, мукомольные предприятия, хладокомбинаты и т. д.) (около 9%), химической промышленности (около 9%), стройиндустрии (около 6%), механических заводах (около 6%), нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности (около 6%), лёгкой промышленности (текстильные фабрики и т. д.) – около 4%, автомобилестроения — около 4%, жилищно-коммунальном хозяйстве (около 3%), угледобывающей промышленности (около 1%).
Большая часть электротехнического оборудования и масел сосредоточена в энергетике. В ТЭК России загрязнённое оборудование и масла используются также в угольной и нефтяной промышленности. Суммарная доля ТЭК в общем объеме ПХБ в России составляет порядка 27%.
Источниками ПХБ в ТЭК являются:
— оборудование, содержащее ПХБ — эксплуатируемые или находящиеся в резерве трансформаторы и конденсаторы, в которых в качестве диэлектрической жидкости используются жидкости на основе ПХБ;
— жидкости на основе ПХБ — промышленные химикаты, представляющие собой смесь хлорбифенилов, которые используются в качестве диэлектриков и охлаждающих жидкостей;
— отходы, содержащие ПХБ, — отходы, образующиеся в процессе обращения с оборудованием, содержащим ПХБ, и жидкостями на основе ПХБ.
В ТЭК России угроза заражения ПХБ исходит, в основном, от всё ещё не выслужившего свой срок электротехнического оборудования — трансформаторов и конденсаторов, срок службы которых составляет 35-40 лет. Из-за высокого износа оборудования, применения устаревших технологий, недостаточного использования хозяйствующими субъектами природоохранных мероприятий опасность распространения ПХБ остаётся высокой. Кроме того, ПХБ являются побочным продуктом процесса сжигания различных видов топлива и отходов, промышленных процессов, использующих хлор. Основными путями поступления ПХБ в окружающую среду являются испарения из пластификаторов, выделения при сжигании загрязненных отходов, возгорания промышленного оборудования, в котором используется ПХБ, несанкционированные утечки масел, вывоз ПХБ на свалки и на поля аэрации и другие неконтролируемые события. Учитывая трансграничный перенос ПХБ и их включение в биологические пищевые цепи, эти СОЗ распространены сегодня повсеместно, оказывая влияние на окружающую среду и человека.
— В каких регионах проблема ПХБ стоит наиболее остро? Какое место в этом «рейтинге» занимает Сибирь, и с чем это связано?
— В 2015 году РЭА в рамках совместного с ЮНИДО исследования (и при поддержке Минэнерго России) провело инвентаризацию ПХБ-содержащего оборудования в организациях ТЭК. У нас есть данные по федеральным округам России. Что касается Сибирского федерального округа, то, по результатам инвентаризации, в организациях ТЭК, работающих на территории Сибирского ФО, имеется 28841 штука ПХБ-оборудования. Это 19% от общего количества ПХБ-содержащего оборудования ТЭК. Сибирский ФО — один из лидеров среди других федеральных округов, он занимает второе место после Уральского ФО, на территории которого сосредоточено 38% загрязнённого ПХБ оборудования. Объём накопленного на территории Сибири ПХБ-оборудования довольно большой, и предприятиям ТЭК СФО придётся приложить немало усилий, чтобы вывести его из эксплуатации и потом утилизировать безопасными для окружающей среды способами.

— Какое оборудование, содержащее ПХБ, в настоящее время эксплуатируется на предприятиях ТЭК Сибирского федерального округе?
— По результатам проведенной РЭА инвентаризации об объемах и источниках ПХБ в Сибирском федеральном округе, можно привести следующие данные.
На 17 предприятиях ТЭК СФО находится 343 трансформатора, содержащих ПХБ (из них 333 в эксплуатации), 28 498 конденсаторов (22 028 в эксплуатации), 856 тонн ПХБ-содержащего масла. Трансформаторы представлены в основном типами оборудования ТМ и ТНЗ с объемом ПХБ 160-200 кг каждый. Наибольшее количество косинусных конденсаторов моделей КС: КС1, КС2, КСК2 (с объёмом 16-20 кг ПХБ каждый).
С помощью таблицы из моего доклада на семинаре, проведенном Российским энергетическим агентством в Красноярске, можно познакомиться с предприятиями Сибирского федерального округа, имеющими ПХБ-содержащее оборудование на балансе (Таблица 1).
— ВВ Какие трудности с выполнением положений Стокгольмской конвенции возникают у предприятий ТЭК России?
— Начнём с того, что нет необходимой инструментальной базы для определения степени загрязнения ПХБ: сеть лабораторий, способных осуществлять сложный и трудоёмкий анализ, в России не развита. Всего три лаборатории аккредитованы для выполнения подобных исследований. Финансы, вернее, их дефицит у предприятий — главная проблема, препятствующая реализации требований Стокгольмской конвенции по выводу такого большого количества электротехнического оборудования из эксплуатации до 2025 года. Дорого и само оборудование-аналог ПХБ-содержащему, и сам процесс модернизации и реконструкции энергетических объектов, а также сбора, транспортировки, удаления и утилизации ПХБ-отходов.
Производственная инфраструктура для удаления ПХБ-отходов не развита. Промышленных мощностей и установок для утилизации ПХБ требуемого уровня надежности единицы. Действующих полигонов для захоронения опасных отходов не хватает, они переполнены и практически не действуют.
В нашей стране есть одно предприятие по утилизации и обезвреживанию СОЗ на базе филиала ФГУП «ГОСНИИОХТ» (г. Шиханы Саратовской области). Мощность предприятия по плазмо-термической переработке ПХБ составляет 400 тонн в год, мощность по слитым из трансформаторов ПХБ — 500 тонн в год. Предприятие имеет два технологических узла для расснаряжения и отмывки трансформаторов. Длительность отмывки одного трансформатора составляет не более трёх суток. Для запуска имеющихся мощностей завода нужны бесперебойные поставки загрязненного оборудования, масел и других отходов. Перед компаниями из отдалённых от Саратовской области регионов встаёт проблема транспортировки в г. Шиханы ПХБ-содержащих отходов. Кроме того, на российском рынке для очистки и утилизации ПХБ-содержащего оборудования и масел предлагается несколько экспериментальных, в том числе мобильных установок небольшой производительности. В итоге из-за отсутствия промышленных установок в регионах и высокой стоимости утилизации основным методом удаления ПХБ в России остаётся стратегическое захоронение (псевдоутилизация), что не решает проблему, а отсрочивает выполнение требований Стокгольмской конвенции в части полного уничтожения запасов ПХБ к 2028 году.

— Присутствует ли в вопросе ликвидации оборудования и отходов, содержащих ПХБ, государственная поддержка? Необходима ли она?
— Конечно, это мы поняли в ходе проведения консультаций с представителями крупных собственников ПХБ-оборудования. Об этом говорят на наших семинарах по безопасному обращению с ПХБ-оборудованием. Среди формулируемых представителями организаций ТЭК мер государственной поддержки наиболее важными являются следующие.
— Приоритетное включение производственных объектов с ПХБ-оборудованием в инвестиционные программы реконструкции и модернизации и их приоритетное финансирование.
— Создание технических возможностей для обнаружения и удаления ПХБ (системы экспресс-анализа ПХБ в полевых условиях, лабораторно-аналитическая база, производственные мощности по обезвреживанию и безопасному уничтожению ПХБ).
— Создание единого государственного реестра организаций, оказывающих услуги по обращению и утилизации ПХБ на территории России (следует отметить, что реестры лицензированных для данной деятельности предприятий формируются по федеральным округам (их можно найти на сайте Росприроднадзора), однако не все округа до сих пор имеют такие реестры, территориальные реестры отличаются по составу и качеству представленной информации, поэтому работать с ними не всегда удобно).
— Совершенствование нормативно-правового обеспечения в области обращения с ПХБ.
— Создание механизма стимулирования и поддержки организаций по выполнению требований Стокгольмской конвенции со стороны российского правительства.
Также представители организаций ТЭК отмечают недостаточное на сегодняшний день информирование о государственной политике и действиях по вопросам выполнения требований Стокгольмской конвенции. Повышение уровня информированности является одной из целей наших семинаров.
Что касается помощи государства, то очень важно разработать эффективный механизм поддержки организаций, которые вынуждены изъять из эксплуатации загрязненное оборудование и утилизировать ПХБ в установленные Конвенцией сроки. Помимо совершенствования нормативно-правовой базы и развития рациональной системы управления обращением с ПХБ, предусмотренных в проекте Национального плана по выполнению требований Стокгольмской конвенции о СОЗ, должны быть предусмотрены финансово-экономические инструменты стимулирования и поддержки хозяйствующих субъектов. Какие это могут быть меры? Например, ускоренные амортизационные отчисления на оборудование из списка наилучших доступных технологий, которым будут заменяться загрязненные ПХБ трансформаторы и конденсаторы. Возможно включение в тарифы на электроэнергию затрат на вывод из обращения ПХБ-оборудования; субсидирование государством проектов, связанных с размещением опасных отходов (по нашему опыту реализации программ энергосбережения, субсидии — один из мощнейших финансовых инструментов поддержки как на уровне субъектов, так и отдельных предприятий).
— Кто является инициатором движения по сокращению количества оборудования, материалов, содержащих ПХБ? Какую роль в этом деле играют крупные энергетические компании?
— В условиях экономического кризиса сложно рассчитывать на видимый прогресс в выполнении требований Стокгольмской конвенции и инициативу самих организаций ТЭК, хотя некоторые из них такую работу ведут. Например, руководители экологических подразделений таких предприятий, как ПАО «ФСК ЕЭС» и ПАО «Россети», рассказывают о своём опыте обращения с ПХБ на проводимых нами семинарах. Инициаторами движения по сокращению количества ПХБ в России выступают международные организации (в частности, ЮНИДО). В этом году РЭА и ЮНИДО проводят серию семинаров, куда приглашаются представители ТЭК и других отраслей, использующих ПХБ-содержащее оборудование, а эксперты информируют участников по самому широкому кругу проблем — нормативно-правовой базе, технологиям, требованиям Стокгольмской конвенции и пр. Обучение и информационная доступность лежат в основе реализации любого проекта, и проблема ПХБ не исключение. Но наши образовательные мероприятия работают и в обратном направлении. На наших семинарах мы организовали обратную связь, собираем отзывы от участников, их мнения и предложения, в том числе, какие меры стимулирования и поддержки им нужны, эти отзывы мы донесем по завершении семинаров как до Министерства энергетики, так и до международного сообщества в лице ЮНИДО. Но как бы ни старались международные организации помочь России уничтожить ПХБ-оборудование и отходы, решающее слово за властью. России необходимо утвердить Национальный план выполнения Стокгольмской конвенции и приступить к его реализации, принимать соответствующие законопроекты и следить за их выполнением, утвердить меры поддержки и стимулирования организаций к выводу из обращения ПХБ-оборудования, создать производственную инфраструктуру для удаления и утилизации ПХБ. Без мощного вмешательства административного ресурса, эффективного взаимодействия органов власти такие масштабные задачи вряд ли осуществимы в столь сжатые сроки.


«Промышленные страницы Сибири» №11 (114) ноябрь 2016 г.

Кира Истратова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru