Сегодня суббота 20 апреля 2024 г. 11:16
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№113октябрь 2016Энергетические страницы
Энергетическая независимость
Российская энергетика, пережив период феодальной раздробленности, сегодня «собирает земли», превращаясь в единую систему. Этот процесс очевиден, однако параллельно происходит развитие в прямо противоположном направлении: ряд промышленных предприятий выбирают автономное энергообеспечение. Почему энергетическая независимость входит в моду, и в каких ситуациях самостоятельность оказывается выгодной?

div style="text-align: justify;">
Специалисты, создающие объекты автономного энергоснабжения говорят, что год от года их вотчина становится всё больше. Объясняют они это следующим образом. Во-первых, промышленность страны развивается быстрее, чем централизованная энергетика. Об изношенности энергосетей сегодня не говорит только ленивый, и достаточных инвестиций в их модернизацию не направляется. Во-вторых, всем известная проблема доступности энергетической инфраструктуры. Её решением сегодня озадачились, однако техприсоедение — это по-прежнему головная боль для промышленников и строителей. В-третьих, ряд предприятий, в частности, добывающей промышленности, находятся в удалённых регионах, так что присоединяться оказывается особо не к чему. К тому же, по данным специалистов компании «БПЦ Энергетические Системы», цена собственной энергии ниже рыночной примерно в два раза, так что инвестиции в системы автономного энергоснабжения окупаются за 2-4 года. По их мнению, собственная генерация оптимальна для предприятий с относительно большим и равномерным потреблением, а также любых новых объектов, энергоснабжение которых не может быть осуществлено средствами существующей сетевой инфраструктуры.

На дальних берегах
Ключевых причин, по которым предприятия уходят на энергетические вольные хлеба, не так уж и много. Одна из распространённых — удалённое расположение. Яркий пример здесь — нефтедобывающая отрасль. Месторождения, которые разрабатываются сегодня, как правило, располагаются в местах глухих, отдалённых и линиями электропередач небогатых. Тянуть их туда — нецелесообразно. Можно поставить дизель-генератор, и этот способ является наиболее распространённым. Сложность здесь в том, что его необходимо непрерывно обслуживать, периодически ремонтировать, а топливо регулярно привозить и где-то хранить. Альтернативой являются микротурбинные электростанции.
Такой возможностью воспользовался «Лукойл-Севернефтегаз» на Восточно-Сарутаюском нефтяном месторождении. Расположено оно в Ненецком автономном округе в 150 км от Нарьян-Мара. Задачу реализовали силами специалистов компании «БПЦ Инжиниринг». Каждая станция состоит из двух микротурбинных установок Capstone C65, а также газового оборудования, вводно-распределительного щита, системы освещения, вентиляции, обогрева и пожаротушения. Электростанции как раз и заменили устаревшие и менее ненадёжные дизель-генераторы, применявшиеся на этапе разведки месторождения. Заодно удалось ВВ решить задачу утилизации попутного нефтяного газа промысла, который используется в качестве топлива. Применение антикоррозийных материалов в конструкции микротурбин и условно-низкие температуры сгорания топлива позволяют сжигать даже высокосернистый попутный газ (до 4-7% сероводорода) после грубой механический очистки и отбивки капельной влаги. Такое решение обеспечило заказчику возможность сэкономить на строительстве сложной системы газоподготовки. Тип топлива, в основном, обусловил выбор в пользу микротурбинных электростанций в качестве основного источника энергоснабжения.ВВ 
В обслуживании система неприхотлива. Здесь всего один вал ротора и воздушные подшипники в двигателе. Длительность межсервисных интервалов составляет 8000 часов, а капитальный ремонт предусмотрен через 60000 часов. В совокупности с отсутствием масла и малым количеством регламентных запчастей это обеспечивает низкие эксплуатационные затраты. Учитывая, что топливо для микротурбинных электростанций является практически бесплатным, себестоимость собственной электроэнергии для «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» составляет 1,5 руб. за 1 кВт-ч, то есть в 15-16 раз ниже себестоимости энергии, производимой ранее дизель-генераторами. Микротурбинные электростанции полностью автоматизированы и постоянное присутствие персонала им не нужно.
Для резерва используются две мобильные электростанции на основе микротурбин Capstone С60, которые ранее эксплуатировались на Тобойском месторождении. Пиковые нагрузки покрываются из централизованной сети.
На сегодняшний день десятки микротурбин обеспечивают утилизацию ПНГ и энергоснабжение различных объектов «Лукойла», среди которых Полазненское, Тулвинское, Степановское, Баклановское, Сыповское нефтяные месторождения и другие.
Свои магаватты ближе к телу
Ещё один аргумент в пользу собственного генерации — надёжность энергообеспечения. В качестве примера — Среднеуральский медеплавильный завод (СУМЗ), который обзавёлся «личной» мини-ТЭЦ ВВ пару лет назад. Цель реализации такого проекта очевидна: снизить затраты на электроэнергию, а заодно обрести независимость. Причастные к ситуации люди рассказывают, что такие изменения предприятию были просто необходимы. На профессиональных форумах обсуждается ЧП 2009 года: на подстанции «Первоуральская», от которой запитано производство, случилась авария, она отключалась, все системы были остановлены, и завод мог просто-напросто потерять плавильные мощности. А была бы своя генерация, проблем можно было бы и избежать.
В настоящий момент электроэнергию СУМЗ получает от собственной мини-ТЭЦ. Строительство осуществляла «Штарк Энерджи Екатеринбург», а в ход пошли зарубежные технологии: установлены 5 газопоршневых агрегатов немецкой фирмы Motoren Werke Manheim с генераторами итальянской фирмы Marelli по 4,3 МВт каждый. Как отмечают специалисты предприятия, система управления газопоршневыми агрегатами уникальна, а вот в России сегодня оборудование такого уровня не выпускают. Мощность мини-ТЭЦ составляет 21,5 МВт
«Мы получили гарантированного независимого поставщика электроэнергии, что бы вокруг ни происходило. Это именно та мощность, которая нам необходима в любое время суток, чтобы завод стабильно и бесперебойно работал, чтобы мы чувствовали себя в безопасности за те объекты, которые требуют особого внимания с точки зрения энергопотребления», — подчеркнул генеральный директор УГМК (металлургического комплекса, куда входит СУМЗ) Андрей Козицын.В 
По данным «Штарк», к настоящему моменту общая сумма экономии на поставках электрической энергии для СУМЗа составила более 17 млн рублей в годовом выражении, а количество выбросов углекислого газа сократилось более чем на 30 000 т.
Идея оказалась настолько удачной, что участники решились на следующий шаг и реализацию проекта «Энергия-30».
«Это логическое продолжение проекта мини-ТЭЦ на СУМЗе», — поясняется в сообщении «Штарка». По сравнению с предыдущим проектом, здесь «минимизированы объёмы строительных работ и сроки окупаемости». «Строительство мини-ТЭЦ займёт всего 30 недель от выхода на площадку в сравнении с альтернативными проектами, которые предлагают минимум 1,5–2 года». Помимо прочего, повышена эффективность проекта с точки зрения расходов тепла и электроэнергии на собственные нужды, улучшены технико-экономических показатели в целом. «Энергия-30» работает на базе газопоршневых моторов, что даёт достаточно высокий электрический КПД (до 50%), а вместе с использованием тепла выхлопных газов и рубашки охлаждения общий КПД использования топлива вырастает до 92%», — указывается в пресс-релизе «Штарка». По словам представителей компании, «выполнение подобного проекта станет прямым подтверждением значимости малой энергетики, её высоких результатов и гигантского потенциала в рамках энергетической отрасли в целом».
Вообще же специалисты говорят, что предприятия с непрерывным циклом производства должны иметь два независимых энергоисточника. Есть производства, для которых перерыв в энергоснабжении не допускается, и СУМЗ как раз относится к таковым. В результате реформы электроэнергетики заводу фактически было отказано в передаче энергией от других подстанций — помимо «Первоуральской», хотя техническая возможность и была. Поэтому самым эффективным решением проблемы оказалось создание автономного источника, хотя это и влечёт за собой разрушение единой энергосистемы.
Копейка рубль бережёт
Ещё один аргумент в пользу собственного энергоисточника — оптимизация затрат. На Пермском заводе силикатных панелей поэтапно вводили в эксплуатацию энергоблоки собственной электростанции. Её общая мощность составляет 5 МВт — такой мощности хватило бы для освещения, например, 100 многоквартирных домов (при расчёте среднего потребления).
В пользу такого решения — экономические расчёты. Цены на электроэнергию в России не снижаются, а вот уровень её потребления растёт, так что конкурентоспособность производств падает. В результате строительство собственной ТЭЦ оказывается предприятием выгодным.
По словам энергетиков ПЗСП, разница в цене собственной и приобретаемой энергии составляет порядка 30%. Руководство предприятия отмечает, что, хотя в себестоимости железобетонных изделий и газобетона доля затрат на электроэнергию относительно невысока, любая экономия — это прибыль, инвестиции в предприятие. В перспективе завод предполагает реализовывать излишки энергии соседним предприятиям.

Его пример — другим наука
У некоторых потребителей имеются и менее традиционные причины перехода на энергетическую автономию. Собственные генерирующие мощности имеются у Южно-уральского государственного университета. Всего у вуза таковых три, недавно была введена последняя — электростанция на основе приобретенной университетом микротурбинной установки Capstone C1000 мощностью в 1 мегаватт. Электростанция обеспечивает потребности университета, а заодно работает наглядным пособием: специалисты-энергетики осваивают будущую специальность прямо у электрощита. Электростанция уже имеет статус научной лаборатории. Здесь студенты проводят аналитические исследования и изучают вопросы надёжности электроснабжения жилых домов, санаториев и баз отдыха. В планах вуза — оборудование специального учебного центра, в котором будут обучаться и повышать квалификацию не только студенты, но и действующие специалисты-энергетики.
По словам ректора ЮУрГУ Александра Шестакова, если в пиковые нагрузки университет пока ещё забирает энергию из городских сетей, то ночью уже отдаёт в сети излишки произведенного электричества. Взаиморасчёт с горсетями происходит по зачёту. Всё это делает введённую станцию экономически чрезвычайно эффективной.
«Себестоимость электроэнергии, произведенной на микротурбинах, в 2–2,5 раза ниже тарифов, по которым сейчас она продается. Сроки окупаемости станции — примерно 4-5 лет», — подчеркивает Александр Шестаков, добавляя, что в проектирование и строительство объекта университет вложил 75 млн собственных средств.







Лев Горелик,

ведущий специалист управления НИОКР ООО «Русэлпром»

«Сценарий автономизации является худшим только для хозяев центральной сети, тогда как для всех остальных он будет наилучшим. Прежде всего потому, что самостоятельность это — свобода, это — дерзость, это — инициативность, это — поиск, это — жадность в самом лучшем смысле этого слова.

Что касается взаимоотношения автономных систем и системы центральной, то это, конечно же, вопрос рынка, а не соображений административных инстанций.

Во всяком случае, на сегодняшний день понятно, что автономизация способствует снижению себестоимости энергии, поиску новых источников и новой технологии создания энергомощностей. Важным моментом здесь является то, что именно автономные энергетические хозяйства востребуют научную и инженерную мысль. Это видно из примеров, приведенных в статье. Очень важно не растерять то, что обретено в последнее время: свободу научной и инженерной мысли, свободу предпринимательства. В подобных вопросах высшим авторитетом и высшим судьей является его величество рынок.

К примеру, в США в условиях единой энергосистемы существует множество поставщиков, потребитель может выбирать те условия и стоимость, которые выгодны именно ему, и закупать энергию у наиболее выгодного. Именно таким образом рождается рынок и конкуренция, являющиеся основами развития любой конкурентоспособной экономики.

А единая система… Если рынок покажет её целесообразной, то, условно говоря, какие-то автономные энергосистемы объединятся. Они создадут единую систему или несколько центральных систем, а не система их».



«Промышленные страницы Сибири» №10 (113) октябрь 2016 г.


Анна Кучумова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru