Сегодня пятница 26 апреля 2024 г. 03:16
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№111август 2016Взгляд из будущего
Научите меня летать
«В будущем все рутинные процедуры и линейные действия будут выполняться автоматом. Грузовые полёты будут осуществляться без пилота, а с определённого момента, вероятно, и пассажирские. То же касается разведки – гражданской, оборонной. Всё это в перспективе будут делать роботы. Вопрос только в том, кто этих роботов будет производить, чей интеллект в них будет заложен», – рассуждает технический директор НПП «Автономные аэрокосмические системы – ГеоСервис» Иван Макаров.

Специалисты этой компании — красноярские инженеры — сегодня активно приближают это самое будущее, работая над тем, чтобы интеллект в беспилотных летательных аппаратах был именно российским. Молодые разработчики уже проложили дорогу в небо, и сегодня совершенствуют свои беспилотники. В их руках собственное производство и уникальная идеология построения бортового и наземного комплексов управления: от «железа» до программного обеспечения.
div style="text-align: justify;">Специалисты этой компании — красноярские инженеры — сегодня активно приближают это самое будущее, работая над тем, чтобы интеллект в беспилотных летательных аппаратах был именно российским. Молодые разработчики уже проложили дорогу в небо, и сегодня совершенствуют свои беспилотники. В их руках собственное производство и уникальная идеология построения бортового и наземного комплексов управления: от «железа» до программного обеспечения.
БПЛА и все-все-все
Конёк «АВАКС-ГеоСервис» — беспилотные летательные аппараты. Поскольку компания производит их с нуля, им по силам создавать всё, что с беспилотниками связано. В перечне возможностей предприятия — разработка и производство БПЛА и их компонентов, услуги по аэрофотосъемке и обработке её результатов, а также интеграции компонентов на БПЛА других производителей. Сегодня разработчики стараются комбинировать серийную продукцию с уникальной, одновременно развивая научно-техническое направление и поддерживая экономику предприятия.
«Если говорить про конечный продукт нашей работы, то это БПЛА Дельта-М. Предназначен он для съёмки местности и получения ортофотопланов рельефа. Причём за счёт встроенной навигации — спутникового приёмника высокой точности, а также опорно-поворотного устройства, которое камеру «целит» вниз, эта точность максимизируется. Что это даёт промышленному предприятию? Трёхмерная модель встраивается в процесс планирования открытых горных работ. Просчитывается экономика, последовательность действий, технологические процессы. Модель даёт возможность понять, как с минимальными затратами осуществить добычу полезных ископаемых. Это законченный комплекс, в год мы приводим таких порядка 10. Параллельно ведётся опытно конструкторская работа — разработка, испытания, внедрение, и это всё очень сложно измерить количественно. Разумеется, в планах у нас кратное увеличение числа выпускаемых беспилотников.
Если речь идёт об авионике, то здесь мы работаем с предприятиями, которые являются разработчиками техники. Они привлекают нас как исполнителей, отвечающих за такой-то элемент конструкций. Идёт командная работа, в которой создаётся новый продукт, в который входит и задел заказчика, и наш задел. В результате должна появиться серийная продукция, которая будет востребована как на отечественном, так и на зарубежном рынках», — увлечённо рассказывает Иван Макаров.
Конечно, нельзя сказать, что красноярские инженеры изобрели велосипед: беспилотный бум сегодня наблюдается по всему миру. Однако свою новаторскую лепту наши земляки в это дело всё же внесли.
«Что касается авионики, то когда мы начинали, каких-то опорных знаний просто не было. Это была зарождающаяся тематика: существовали лишь базовые автопилоты. Все задачи, которые входят в понятие автопилота — инерциальная навигационная система, система управления, связные задачи, задачи исследования по траектории — были решены, но требовалось всё это объединить. И, по сути, это мы и сделали: наша продукция вобрала в себя многие аспекты инженерных знаний.
При испытании первого автопилота возникли определённые проблемы, и при построении новой системы была заложена совершенно другая идеология, которая сегодня и лежит в основе наших продуктов. Она уникальна — не опирается ни на одно из готовых известных решений. Изначально она казалась переусложнённой, но св настоящий момент у нас в руках система, которая может управлять всем: наземным, водным, подводным транспортом. Да, сегодня она постепенно утрачивает свою уникальность, но и мы не стоим на месте и всячески совершенствуем систему. При этом интересно, что само аппаратное обеспечение — «железо» — создано 5-6 лет назад. Всё развитие идёт в области программного обеспечения, и оно может дальше перекинуться на любые другие платформы. Мы прорабатываем и варианты создания оборудования с нашим ПО полностью из отечественных компонентов. А поскольку наша электроника заточена под спецприменение, то такой аппарат сможет летать хоть на орбиту, хоть на Марс, выдерживая радиацию, перепады температур и давления. Такой автопилот есть в наших мечтах», — делится Иван Макаров.
Кому это надо
Казалось бы, с потребителями продукции «АВАКС-Геосервис» всё ясно, однако и здесь разработчики удивили: список заинтересованных лиц оказался неожиданно длинным.
Скажем, с горнодобывающими и исследовательскими организациями всё понятно. Предприятия геодезии и картографии — тоже представители «смежных» отраслей. Военно-промышленный комплекс тоже вопросов не вызывает. А вот зачем беспилотники понадобились сельскому хозяйству? Оказалось, техника уже шагнула дальше, чем можно было предположить.
«Сегодня ведутся работы по созданию доступных мультиспектральных камер, предназначенных для нужд сельского хозяйства. На основании показаний этих камер и их снимков строятся поля, по которым можно определять индекс вегетативности. Это своеобразный показатель жизнеспособности растений, а выявляется оно по цвету: здоровая зелёная листва отражается в спектре определённым образом. Эта модель сегодня ещё не настроена: себестоимость съёмки слишком высока, для того чтобы считаться эффективной. Но технология определённо будет востребована: точное земледелие сегодня в тренде. Суть его в автоматизации процесса мониторинга и коррекции процесса созревания культуры. То есть при использовании роботизированных технологий на полях выявляются проблемные зоны, которые точечно устраняются. И беспилотный летательный аппарат мог бы, скажем, осуществлять химическую обработку. Думаю, что с определённого этапа эта система будет работать не менее эффективно, чем трактор», — комментирует Иван Макаров.
Ну а пока сельскохозяйственные системы находятся в разработке, красноярские новаторы активно взаимодействуют с горнодобывающими предприятиями и организациями ВПК. Именно они, по словам работников компании, являются основными заказчиками. Пока, правда, приходится «ума искать далёко»: потребители, в большинстве своём, представляют европейскую часть России. Имеется даже экспортный контракт: в этом году производитель отгрузил свою продукцию в африканскую страну, и сейчас ждёт команды, для того чтобы осуществить пуско-наладку техники.
На вопрос о том, почему компания так старательно обходит стороной родные просторы, разработчики объясняют, что, мол, ничего личного, просто модели продвижения продукции до сего момента были ориентированы именно на федеральные площадки. Однако в настоящее время ситуация меняется: взаимодействие с местными предприятиями налаживается, и уже даже найдены точки взаимного интереса, так что скоро беспилотники должны появиться и в красноярском небе.
По ступеням
Иван Макаров уверен, что молодым российским разработчикам не хватает вдохновляющих историй. Пожалуйста: вот одна из таковых.
Дело, которое вылилось в НПП «Автономные аэрокосмические системы — ГеоСервис», начали два студента Сибирского аэрокосмического университета. Один из них делал автопилоты, а другой — самолёты, вот и возникла идея «объединить бренды». Они-то и выиграли первый грант на молодёжный проект. 100 000 рублей – деньги для бизнеса небольшие, однако для старта и поддержания азарта молодых энтузиастов — это большой шаг. Системы студентов четвёртого курса уже умели летать самостоятельно.
Потом был первый проект — самолёт для «Геофизики», ещё несколько выигранных конкурсов, помощь Краевого фонда науки и превращение студенческого увлечения в реальное производство: в 2012 году разработчики учредили собственную компанию.
«Любой инженер, который занимается бизнесом, на первом этапе не очень-то интересуется собственно бизнесом. Тем более что мы были студентами, делали то, что нам интересно, воспринимали это как часть самореализации, а не как источник дохода. Как только мы сошли с грантовых денег для того, чтобы рыночными способами обеспечивать финансирование своего проекта, сознание начало трансформироваться, и мы стали делать более прагматичные шаги», — рассказывает Иван Макаров.
Первым продуктом юной компании стала аэрофотосъёмка — с собственных же беспилотных летательных аппаратов. Снимали открытые горные работы, что объединялось с моделированием — при поддержке заинтересованных в продукте геологоразведочных компаний.
«Облик нашей компании оставался технологическим, и, участвуя на международных выставках, мы старались найти потребителей именно на эту составляющую нашей продукции. Таковой является авионика различных форм и размеров, которая включает в себя систему управления различными летательными аппаратами и системы связи, а также полезные нагрузки и множество других аспектов. Сейчас это направление – основное в нашем пакете. Сегодня мы компания, которая выполняет в интересах заказчика опытно-конструкторские работы по созданию систем управления, обеспилочиванию летательных аппаратов, созданию специальных систем, а также реализует научно-исследовательские работы в области беспилотной авиационной техники и робототехники. Кроме этого у нас есть серийная продукция», — говорит Иван Макаров.
Дорогу молодым
Предприятие, начавшееся со студенческих разработок, сегодня выглядит весьма солидно. Производство собственное — оно базируется в Красноярске. Производственное помещение просторное – на перспективу. Оборудование — своё: по большей части универсальное (металлообрабатывающие, токарные, фрезерные станки), однако с нетривиальными программными комплексами, часть из которых сотрудники разрабатывают самостоятельно. Из необычного арсенала специалисты выделяют недавно приобретённые климатическую камеру и вибростенд: они необходимы для испытаний готовых изделий. И то, и другое, оборудование, к слову, отечественного производства.
Прирастает компания и специалистами: времена двух студентов давно остались в прошлом, и сегодня в штате предприятии 62 человека. При этом активно привлекаются молодые специалисты: средний возраст сотрудников 28-30 лет, а самому юному и вовсе 18. В плюсе оказываются все. Молодые инженеры получают возможность самореализации, совмещают работу с учёбой, посещают международные выставки и знакомятся с техническими новинками. Учредители же уверены, что задор и оригинальные идеи юных и перспективных работников пойдут компании только на пользу. И, как показывает практика, не ошибаются.йчас.

СПРАВКА

НПП «АВАКС-ГеоСервис» является выпускником Красноярского регионального бизнес-инкубатора. Специалисты компании отмечают, что здесь им оказали существенную поддержку: инженеры пользовались возможностями центра прототипирования, получали помощь в процессе продвижения и коммерциализации предприятия. Несмотря на то что сегодня компания уже не числится резидентом КРИТБИ — по выслуге лет, по ряду направлений сотрудничество продолжается.

Первая пятилетка КРИТБИ

В 2016 году Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор подвёл итоги пятилетней работы. За это время КРИТБИ стал центром комплексной поддержки запуска наукоемких разработок в реальный сектор экономики — 174 компании получили поддержку бизнес-инкубатора, начав проектную работу. Успешные идеи привлекли более миллиарда рублей инвестиций из различных фондов поддержки инновационной деятельности и от частных инвесторов.

КРИТБИ ждёт авторов инновационных идей. Чтобы стать резидентом, нужно:
• шаг первый: подать заявку на сайте kritbi.ru или предоставить в офис (Красноярск, пр. Свободный, 75, тел.: +7 (391) 201-77-77);
• шаг второй: получить рекомендации профильного эксперта по развитию проекта, по его инновационной составляющей;
• шаг третий: подготовить материалы для очного представления проекта;
• шаг четвертый: лично представить проект комиссии;
• шаг пятый: пройти юридическую оценку компании.







Иван Макаров,

технический директор НПП «Автономные аэрокосмические системы — ГеоСервис»

«Путь от идеи до её реализации очень долог, здесь есть много уровней. Первый, базовый, — это образование, которое начинается ещё со школы. И наш опыт показывает, что быть успешными разработчиком, ставить задачи, решать их и при этом ещё и руководить, могут те, кто занимается техникой с раннего детства. Человек, который сможет генерировать идеи, должен либо родиться с этими мыслями, либо его должны подтолкнуть к этому родители или среда. Такие люди будут создавать будущее с нуля.

Второй уровень — научная среда, некое профессиональное сообщество, которое эти идеи может понять, развить, поддержать, осуществить преемственность поколений.

Следующий уровень — институт научного предпринимательства. Путь от научной идеи до её коммерциализации достаточно сложный. И чем больше будет людей, которые смогут проконтролировать, наставить, вдохновить своим примером, рассказать истории успеха, тем этот путь будет легче.

И ещё один уровень — это производственная инфраструктура. Сейчас она развивается. На начальном этапе задачи по прототипированию мы решали благодаря региональному бизнес-инкубатору. Затем уже приобрели собственное оборудование и смогли расширить производство.

Кроме того, очень важна идеологическая составляющая. Популяризация педагогических и инженерных специальностей — залог активного научного развития. При этом нужны не только поддержка и стимулирование, но и пропаганда. Недавно я случайно наткнулся на телевизионную передачу «Люди, сделавшие землю круглой». Рассказывали о том, как Советский Союз ставил рекорды по дальности полётов в 1930-40-х годах. Это делала страна, которую все считали отсталой, которая была практически полностью разрушена двумя войнами, в которой выкосили всю элиту. О таких достижениях нужно говорить, подобные примеры действительно вдохновляют!».




«Промышленные страницы Сибири» №8 (111) август 2016 г.

Анна Кучумова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru Оплата немецкого по скайпу может производиться любым способом.