Сегодня вторник 11 августа 2020 г. 01:46
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№110июль 2016Энергетические страницы
Мерещится… то ли большая, то ли малая энергия
Все прекрасно знают, что Сибирь — энергетически профицитный регион. Уж чем-чем, а сырьевыми богатствами, которые можно превратить в тепловую и электрическую энергию, природа нашу землю не обделила. Так что нет ничего странного в том, что на территории СФО найдётся множество крупных и даже крупнейших энергообъектов. И в прошедшую декаду они активно развивались: модернизировались, строились, обзаводились новыми мощностями. Были здесь и истории успеха, и эффектные провалы.

Разумеется, осветить все энергетические проекты Сибири мы не сможем – для этого понадобится целый журнал. Поэтому предлагаем вспомнить о наиболее примечательных, на наш взгляд, энергособытиях последних лет.

Дело на 20 лет
Начнём с проектов успешных. В прошлом году на красноярской ГЭС завершили большое дело — 20-летнюю программу модернизации 12 гидроагрегатов. Правда, специалисты станции уточняют: модернизация объекта продолжается, здесь всё время что-то меняется и совершенствуется. И вспоминают заветы кэрролловской Королевы: «Чтобы оставаться на месте, нужно бежать, а чтобы двигаться немного вперёд, нужно бежать в два раза быстрее».
История реконструкции красноярской ГЭС началась ещё во времена СССР. В далёком 1986 году союзные министерства одобрили технические предложения по реконструкции гидрогененераторов станции. Но, пока шли согласования, Советский Союз распался, началась приватизация, ГЭС стала акционерным обществом. В итоге мероприятия, начатые в 1994-м, растянулись на долгие 20 лет.
Но, надо сказать, что и результаты впечатляют. Первоначальную задачу выполнили и перевыполнили. Во-первых, как и планировалось, провели реконструкцию 12 гидрогенераторов с суммарной установленной мощностью 6 000 мВт. Для этого понадобилось привезти 15 000 тонн оборудования — это более 700 вагонов. К делу приобщили более 30 организаций, потратив на всё про всё 2 616 000 чел*часов и более 8 млрд рублей.
В результате срок службы гидрогенераторов увеличился с привычных 20 до 40 лет, а срок межремонтного цикла — с 4 до 6 лет, что, естественно, повлекло за собой снижение расходов на ремонты. Удалось повысить надёжность оборудования, сократив количество отказов. По словам специалистов, наибольшее количество отказов среди конструктивных элементов генератора давала обмотка статора, и в результате реконструкции надёжность по этому показателю была увеличена в 4 раза. Также за счёт снижения потерь в обмотке статора, а также потерь на возбуждение и потерь короткого замыкания удалось увеличить КПД гидрогенератора на 0,5%.
Изначально гидрогенераторами хотели и ограничиться, но на ГЭС шагнули дальше. ОРУ 220 кВ и ОРУ 500 кВ тоже были осовременены: в обоих случаях воздушные выключатели были заменены на элегазовые. Перемены были связаны, во-первых, с тем, что производственные мощности выработали нормативный ресурс, а во-вторых, с новыми требованиями, предъявляемыми к системам коммерческого учёта электроэнергии на оптовом рынке. В результате проведённых мероприятий надёжность энергоснабжения потребителей повысилась, а эксплуатационные расходы сократились. Последнее удалось реализовать благодаря демонтажу компрессорной и воздухораспределительной сети, оптимизации численности персонажа (в связи с техперевооружением ОРУ). Ко всему прочему станция начала экономить 850 000 квт*ч в год на собственных нуждах при эксплуатации ОРУ 220 кВ и 1400 000 квт*ч — ОРУ 500 кВ.
Также во время реконструкции ОРУ 500 кВ заменили и оборудование ЗРУ 15,75, ввели в работу элегазовые комплексы HECS-130 L блоков 6T-8T.
Сегодня Красноярская ГЭС — городская гордость и предмет зависти энергетиков чуть ли не всей страны. По результатам 2013 года наша станция показала лучшую динамику по основным удельным финансово-экономическим показателям среди сопоставимых российских и иностранных компаний. Но, как уже упоминалось, «покой нам только снится» — модернизация ГЭС продолжается. Полным ходом идёт установка систем виброконтроля на гидроагрегатах в верхнем уровне станции. На очереди и новый проект — замена рабочих колёс гидравлических турбин.
Подробнее о развитии ГЭС можно прочитать в №107 за 2016 год.
Строили мы, строили…
Богучанская ГЭС — ещё одно большое энергетическое достижение последних лет. По мощности она в России пятая, а вот по длительность строительства определённо первая: начали строить станцию в 1974 году, а агрегаты вводили в 2012-2014 гг. Это ли не рекорд!
Непосредственно к строительству плотины приступили в 1980-м. Ну а потом — все знают: разруха, перестройка, недостаточное финансирование, стройка замедлилась, а потом и вовсе остановилась. Но, 20 лет спустя, 2006-м, работы возобновились. Тогда появился проект Богучанского энерго-металлургического объединения (БЭМО). Финансирование проекта — за компаниями «РусГидро» и «Русал» — на паритетных началах. Параллельно идёт строительство Богучанского алюминиевого завода, который после его запуска будет потреблять около половины вырабатываемой электроэнергии. Как сообщается на официальном сайте БоАЗа, работы идут по плану, а первая очередь производства на Богучанском алюминиевом заводе будет запущена в эксплуатацию в 2016 году.
Планы у участников проекта БЭМО наполеоновские — поднять намерены целый регион. А что: надёжный источник электроэнергии есть, производство будет развиваться: по проектной мощности производства Богучанский алюминиевый завод должен занять третье место в России после Красноярского и Братского алюминиевых заводов. БоАЗ способен выпускать почти 600 000 тонн алюминия в год (его производственный комплекс состоит из двух серий производительностью 296 000 тонн каждая). Ну а там, глядишь, и дороги подтянут, и жильё построят. Новый город на карте России, между прочим, уже появился. Кодинск — населённый пункт для строителей ГЭС уже приютил 16 000 человек. Между прочим, это уже не северный посёлок для вахтовиков, а полноценный город со всей инфраструктурой.
«Еще несколько лет назад на том месте, где сейчас без пяти минут готовый производственный комплекс, была тайга. Говорят, что события можно притягивать силой воли, а если написать желание, то оно обязательно сбудется. Несколько лет назад мы выгравировали на металлической табличке, во время закладки первого камня в Таежном «здесь будет БоАЗ», а сегодня на этом месте стоят уже готовые корпуса. В новых жилых домах кипит жизнь, будут рождаться дети. Завод и жилой микрорайон обрастут новой инфраструктурой — рабочие места обеспечит не только новое производство, но и расширение сферы услуг. Сотрудникам предприятия понадобятся столовые, кафе, детские сады, транспортные услуги. Очень важно понимать, что новое производство — это не станки и не «железки», это, прежде всего, люди, их труд и сила духа, их судьбы», — поделился в своем блоге президент Объединённой компании «РУСАЛ» Олег Дерипаска.
Конечно, противников проекта было и есть предостаточно. Плата за прогресс немалая: при сооружении Богучанской ГЭС было затоплено 1494 км2 земель, в том числе 296 км2 сельхозугодий (пашни, сенокосов и пастбищ) и 1131 км2 леса. Общий запас древесно-кустарниковой растительности в зоне затопления оценивается в 9,56 млн м2 (ещё около 10 млн м3 леса было вырублено в ходе подготовки ложа водохранилища в 1980-х годах). Да и просто по-человечески – жаль потерянной культуры.
«Я бродила по деревне как по погосту, все искала какую-нибудь значимую вещь, но ничего не находилось. Думалось, что для людей, которые жили здесь сотни лет, родились, росли, или, как говорят старожилы, подымались, пели, радовались, умирали, все было значимым: и эта пила, и топор... Казалось, что люди не ушли, не уехали, а бежали, будто спасаясь от бомбежки, впопыхах побросав нажитое добро, уже никому не нужное в другой жизни, на новом месте: не станешь косить литовкой, если пришлось сдать коров, лишиться покоса, не будешь ловить рыбу, если река за много километров от дома», — записала в своём дневнике филолог, автор «Словаря сибирских говоров» Галина Медведева–Афанасьева.
В общем, «Прощание с Матёрой». Такова одна сторона медали. А вот вторая: только при работе первой очереди Богучанской ГЭС (на отметке 185 м) предотвращается ежегодный выброс в атмосферу 11,2 млн т CO2 ежегодно. А весь проект БЭМО обещает ещё и до 10 000 рабочих мест: как сообщается на официальном сайте проекта, средняя месячная заработная плата работников БоГЭС составляет 63 000 рублей, БоАЗа (на этапе эксплуатации) — 50 000-55 000 руб. К тому же при реализации проекта задействуются промышленные мощности (более 50% оборудования — производство российских предприятий, а доля предприятий Красноярского края — около 30%).
Об адекватности платы за прогресс рассуждать можно долго. Как отметил заместитель директора по производству Красноярской ГЭС («ЕвроСибЭнерго») Дмитрий Краснобаев в интервью нашему журналу, «те изменения, которые неизбежно влечёт за собой строительство ГЭС — это адекватная плата за ту дешёвую энергию, которую мы получаем. Надо понимать, что человек вступил на технократический путь развития. И это неизбежно сопряжено с рисками. Ведь ДТП с телегами, наверное, было немного, но никто не говорит, что нужно отказаться от автомобилей».
И так сойдёт…
Но, к сожалению, не обошлось и без провалов. История третьего энергоблока Берёзовской ГРЭС — пожалуй, главный энергетический «пшик» последнего времени. Четыре года строительства, второе дыхание для региона, радость от ощущения, что потеряно не всё союзное наследство — и, увы, безрадостный результат. Энергоблок, открытый с таким пафосом, проработал всего два месяца.
«Вот справка о «короткой жизни» энергоблока №3 Березовской ГРЭС Красноярского края. 01.12.2015 года энергоблок был введён в эксплуатацию. 18.12.2015 г. в 16:20 в помещении энергоблока произошел пожар. Время пожара составило 15 мин. Причина: выброс масла. Пожар потушен собственными силами. 01.02.2016 г. произошёл второй пожар. Причина: разгерметизация мазутопровода. Начало пожара — в 7:41. Локализация пожара — 10:00. Ликвидация пожара — 11:08. Для тушения пожара было задействовано 98 единиц техники и 341 человека. Результаты пожара: обрушение несущих строительных и технологических конструкций, полная потеря работоспособности энергоблока. Прямые убытки составили 10 млрд руб. Упущенная выгода 22 млрд руб. Широкой огласки данное происшествие не получило только потому, что, к счастью, не было человеческих жертв, но финансовые потери, которые понесли заказчики от применения огнезащитных материалов сомнительного производства, говорят сами за себя», — обрисовал ситуацию генеральный директор ОАО «ТИЗОЛ» Михаил Мансуров.
Поражает то, что два котла, собранные ещё при Союзе, до сих пор работают, а новенький агрегат, подрядчиком строительства которого стала немецкая компания с хорошей репутацией, просто рухнул и восстановлению не подлежит. Специалисты настаивают: речь не идёт о непрогнозируемом стечении обстоятельств — всё дело в некачественных материалах и технологиях.
«Данная авария во многом представляется следствием тактики правительства по безответственному срезанию тарифов у ключевых производителей энергии, отказу от стимулирования инвестиций и концентрации средств у разнообразных посредников. Всю полноту последствий этой политики мы еще увидим», - отметил директор Института проблем глобализации Михаил Делягин в интервью нашим коллегам из издания «Новый день».
По его словам, недофинансирование производственной части отрасли становится хроническим. «Нет сомнения, что немецкий бизнес умеет работать на совесть. Однако, вероятно, кризис отрасли настолько глубок, что проблемы появляются у самых ответственных компаний. Как говорят в таких случаях, первыми в неблагоприятных условиях дохнут белые мыши.
Вся маржа, насколько можно судить, оседает у разнообразных, искусственно созданных в рамках реформы электроэнергетики посредников (включая управляющие компании), что вынуждает производителей искать возможность сэкономить буквально на всём. Расходы режут, где можно и где нельзя. Энергетика такого отношения не прощает, и рано или поздно рванёт там, где тонко, как и произошло в этом случае», - подчёркивает эксперт.
В результате упомянутого недофинансирования, при строительстве энергоблока было допущено множество недоработок, нарушений СНиПов, ГОСТов и проектной документации. Сегодня всплывает и сварка контуров поверх резьбы, и «разболченные» фланцы большинства трубопроводов (что приводит к обрыву магистрали). По словам Михаила Мансурова, огнезащитные материалы, которые использовались при возведении конструкции, также сомнительного качества: ещё при первом пожаре защитная краска даже не вспучилась, однако никто не обратил на это внимания. Системные нарушения, игнорирование существующих требований — и мы имеем то, что имеем.
Для того чтобы все же завершить разговор на мажорной ноте, отметим, что оборудование станции было застраховано от строительных рисков, рисков пожара, стихии, поломок машин. То есть энерогообъект, вероятнее всего, всё же вернется в строй. В настоящее время представители страховых компаний приступили к анализу обстоятельств аварии с целью квалификации страхового случая и определения границ ответственности.









Андрей Старинцев,

заместитель директора дирекции по основному производству и реконструкции красноярской ГЭС («ЕвроСибЭнерго»)

«Нет ничего вечного под Солнцем, и агрегаты ГЭС, первый из которых был пущен в 1967 году, выработали свой ресурс. Генераторы, система автоматики нуждались в реконструкции. Кроме этого возникли новые требования к учёту электроэнергии, в части автоматики многие вещи сегодня должны дублироваться, по сетям необходимо передавать много информации о состоянии оборудования. Всего этого 50 лет назад в проекте не было. И, чтобы соответствовать всем новым требованиям, оборудование нужно было менять.

Реконструкция проходит на многих станциях, и я знаю, что нередко меняют конкретный узел, конкретный шкаф, конкретный двигатель. Но мы считаем, что к делу надо походить комплексно. Меняем какой-то элемент, значит, всё, что с ним связано, должно «обновке» соответствовать, даже если они устарело только морально. Скажем, нет смысла в аналоговой вторичной коммутации, если начали переходить на цифровую. К этому подходу мы пришли, и сегодня работаем именно по такому принципу.

Причин тому множество. Представьте: взялись мы менять, например гидрогенератор. И есть какой-то узел, который не доставляет проблем. Мы всё заменили, а его оставили. Но и этот узел тоже не вечный, и однажды начнутся сложности. Мы ведь всё это проходили, когда начинали работы по реконструкции: меняли одно, второе, а третьего просто не было. На зарубежные рынки не выходили, а наша промышленность нужных элементов не производила. Поэтому частичная реконструкция – это не наш метод.

К тому же оборудование ведь нужно и обслуживать, в любом случае есть плановые ремонты. У нас 12 генераторов, и нужно, чтобы они все были более-менее одинаковыми. Может быть, сейчас и появилось и что-то более интересное, более дешёвое или более функциональное, но если на 11 генераторах у нас уже стоит какое-то проверенное решение, мы не будем ставить на одном что-то новое.

Кроме того, объём передаваемой информации всё время увеличивается, и в процессе модернизации нам нужно было закладывать резерв на несколько шагов вперед. Я думаю, это у нас получилось».




Константин Старков,

коммерческий директор ООО «МО Аргумент»

«Строительство Богучанской ГЭС было начато в далёком 1974 году, и на сегодняшний день это рекордная по продолжительности стройка в российской гидроэнергетике. В период с 1987 по 2005 г работы на строительстве были заморожены, и только после подписания в 2005 г. договора между компаниями «РусГидро» и «Русал» они были возобновлены. Большую часть вырабатываемой ГЭС электроэнергии планируется использовать для энергоснабжения строящегося Богучанского алюминиевого завода и других перспективных промышленных предприятий, в частности ВВ в освоении Юрубчено-Тохомского нефтегазоконденсатного месторождения.

Наша компания приняла участие в обеспечении необходимыми материалами этой громадной стройки. В период с 2007 по 2013 годы объединение «Аргумент» поставило значительные объёмы самого разнообразного оборудования для нужд строящейся ГЭС, от радиоэлектронных компонентов до специализированного сварочного оборудования и элементов автоматики и контроля. Спецификой этих поставок было то, что при отсутствии отлаженных схем доставки и удалённости от транспортных магистралей необходимо было организовать этот процесс так, чтобы не допустить даже малейших отклонений от графика поставок, так как это могло привести к сбою работ многих смежных подразделений. Эту задачу нам удалось выполнить».





























Дмитрий Каракайтис,

директор компании «ЭлПромЭнерго»

«Компания «ЭлПромЭнерго» (г. Пермь) разработала проект освещения станции Таксимо (Восточно-Сибирская железная дорога) на основе ригельных моделей светодиодных светильников собственного производства. В рамках проекта в Сибирь установлено более 500 единиц качественных морозостойких осветительных приборов ведущего российского предприятия.

Могущество российской тайги страшит. Здесь господствует природа, а человек, как бы спрашивая разрешение на своё присутствие, использует все возможные способы, чтобы создать для себя комфортные условия жизни. Чуть промахнулся – беда: жесткая стихия не прощает ошибок, особенно если это таежный тупик, где заканчивается электрифицированный БАМ.

На карте это место отмечено словом Таксимо. Это небольшой, но стратегически важный пункт назначения, где всё подчинено одному правилу: на Восток — тепловозы, на Запад — электровозы. Движение на участке в основном создают грузовые составы: станция Таксимо встречает и провожает ежедневно 11 пар товарных поездов, везущих из глубины Сибирской тайги дорогой российский лес, а 4 пары пассажирских поездов являются единственной дорогой, объединяющей центральные районы с глубинкой. Мы не ошиблись, когда сказали «единственной»: во-первых, пассажирское автобусное сообщение в 50-ти градусный мороз здесь не жалуют. Во-вторых, чтобы добраться до Улан-Удэ на поезде, нужно проехать 700 км пути. На автобусе переезд займет 38 часов, потому что протяженность автомобильной трассы составляет более 2100 км.

Климатические условия здесь настолько суровы, что регион приравнен к районам Крайнего Севера. Главная задача руководства — обеспечить нормальные условия функционирования объектов, имеющих ключевое значение для экономики республики и населения.

В соответствии с рабочим протоколом станция Таксимо Восточно-Сибирской ЖД готова для проведения грузовых работ. На путях необщего пользования ежедневно проводится приём и выдача грузов в рамках повагонной и мелкой отправки, а также приём/отправка грузов в универсальных контейнерах массой 3,5 т. На станции организована продажа билетов в пассажирские поезда местного и дальнего следования.

Эффективно организовать погрузочно-разгрузочные мероприятия, встречу и отправку пассажиров на территории, где зимние сумерки наступают уже в 15:00, можно только путём разработки грамотного проекта освещения и правильного выбора осветительных приборов. Такой проект подготовили и реализовали специалисты пермской компании «ЭлПромЭнерго», которые уже имеют многолетний опыт реализации самых сложных систем освещения на базе промышленных комплексов, производственных, жилых объектов.

Главная задача, которую пришлось решать в ходе работы над проектом, заключалась в выборе подходящего светильника. Мы учли климатические особенности региона, условия эксплуатации электрооборудования, и остановились на модели ECOLED-45/105W/10000/RIGEL – ригельном светодиодном светильнике производства «ЭлПромЭнерго». Именно эта модель прошла все согласования и подтвердила свою компетентность в техническом, эксплуатационном, экономическом и эстетическом плане.

У него множество преимуществ. Светильник создан специально по заказу РЖД и предназначен для освещения межпутевого пространства, в том числе на больших территориях при высоте монтажа от 10 м. Модель может непрерывный непрерывно работать в течение 80 000 часов, функционируя в температурном диапазоне -60 °С …+60 °С. Уровень защиты светильника IP67 (очень высокий, не боится влаги, токсинов, пыли, готов к работе в условиях частой вибрации).

Светодиодные светильники российского производства долговечны и надёжны. Их труднодоступность при установке на большую высоту никак не отразится на качестве обслуживания: антивандальное исполнение сделало их неуязвимыми настолько, что вряд ли будет повод думать о замене и ремонте. Ещё один важный аргумент вытекает из экономической целесообразности модернизации. 45/105W/10000/RIGEL потребляет в 2,5-3 раза меньше электроэнергии, чем аналоги. Снижая траты на электричество, вы получаете колоссальную экономию на протяжении всего срока эксплуатации.

Цена светодиодных светильников пермского производителя существенно ниже стоимости зарубежных аналогов, а значит, реализация проекта обходится дешевле, а также сокращается срок его окупаемости».



«Промышленные страницы Сибири» №6-7 (110) июнь-июль 2016 г.

скачать pdf

Новости
 
«Weldex: Роботизация сварки. Кейсы реализованных решений» состоится 13 августа
В преддверии выставки Weldex 13-16 октября 2020......
 
 
Промышленность вернется к объёмам прошлого года только в 2021 году
Фото: nafta.codelayers.netКак рассказал министр промышленности и торговли......
 
 
Первый рост производительности с мая 2019 на фоне ослабления ограничений по COVID-19
Фото: g.foolcdn.comПо данным исследования индекса деловой активности......
 
 
Трубы проверят по полной
Фото: tmk-ru.pwТрубная Металлургическая Компания запустила исследовательский комплекс......
 
 
«ДС-Роботикс» стал одним из 16 крупнейших интеграторов промышленных роботов в России по данным рейтинга TAdviser
Рейтинг «Топ-30 интеграторов промышленных роботов в России»......
 
 
Потребление электроэнергии в России за июнь уменьшилось на 6%
Фото: g.foolcdn.comПо данным АО «СО ЕЭС», потребление......
 
 
Переход на собственную генерацию не будет массовым
Фото: sibur.photas.ruОпасность массового перехода промышленных потребителей на......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru