Сегодня суббота 20 апреля 2024 г. 22:32
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№108апрель 2016Строительная площадка
Большие города
Перефразируя классика, можно сказать, что все крупные города в России сегодня несчастливы одинаково. В последние годы в системе застройки и градоуправления произошли значительные изменения, которые вылились в целый список системных проблем, и решать их необходимо прямо сейчас. Как известно, одна голова хорошо, а круглый стол — лучше, и, имея цель обсудить сложившуюся ситуацию, обменяться опытом и наметить пути решения существующих сложностей, главы сибирских (и не только) городов собрались за столом переговоров.

Красноярск

div style="text-align: justify;">Красноярск

Эдхам Акбулатов, мэр Красноярска
«Градостроительство — это некий договор между обществом, бизнесом, властью. В этой связи я бы хотел обратить внимание на некоторые нестыковки, которые, на мой взгляд, существуют в нашем законодательстве и мешают городу развиваться.
Все мы помним, что в период социализма проблемы, связанной с изъятием земельных участков, как таковой, не было. Если посмотреть на карту земельных участков до 1991 года, то мы увидим, что всё делится на две зоны: рекреационное пространство и земля, которая контролируется государством. Строительство — инертная отрасль, она плавно развивается, бывают спады, бывают подъёмы, но здесь были и революционные процессы, связанные с земельной реформы, которая проводилась в стране. К 2007 году практически вся земля в Красноярске была обременена правами третьих лиц: частная собственность, долгосрочная аренда и другие имущественные права. В этой связи земля как ресурс перестала быть инструментом управления. И единственным инструментом на сегодняшний день является градостроительные документы и нормы, генеральный план, правила землепользования и застройки, проекты планировки. Если мы упустим возможность регулировать застройку наших городов с использованием этих норм, трудно будет ожидать, что мы сможем сформировать ту среду, которая интересует горожан. А горожан интересует комплексная застройка, однако ныне действующие нормы позволяют отходить от неё.В 
Например, проект планировки предусматривает строительство социального объекта, в частности школы (ситуация, характерная для одного из районов г. Красноярска, — прим. ред.). Проект планировки разработан, обсуждён с общественностью, готов к реализации, но на участок, который предназначен для строительства школы, накладывается участок из градостроительного плана, который был выдан в прежнее время — по другому проекту планировки или вообще в отсутствии такового. И земля принадлежит частному лицу. И инвестор, конечно, не будет строить социальный объект, он будет стремиться к тому, чтобы реализовать проект, связанный с коммерческой недвижимостью. Это противоречие, которое возникает, и связано оно с тем, что непонятно, что является приоритетом в градостроительной документации. С моей точки зрения, нам необходимо инициировать внесение изменений в градостроительный кодекс, в рамках которых чётко определить, что приоритет имеет проект планировки, а прежний градостроительный план и иные документы, которые имели место, должны быть дискриминированы. Несоответствие проекту планировки должно быть основанием для отказа выдачи разрешения на строительство. Возможность сделать это у нас есть.
Следующий вопрос, который также связан с гармонизацией общественных и бизнес-интересов, это вопрос об изъятии земельных участков под строительство социальных объектов. Возьмём, например, один из районов города Красноярска — Николаевку, частный сектор. Такие районы, я уверен, есть в каждом из крупных городов нашей страны. Согласно проекту В планировки, на этой территории должны быть возведены, помимо коммерческих объектов жилья, здание школы, два детских сада и лечебное учреждение. На сегодняшний день в законодательстве отсутствует механизм изъятия земель под строительство этих объектов. Это объясняется тем, что более 90% объектов социальной инфраструктуры, которые существуют в современных городах, В были построены на предыдущем этапе развития городов в период до 1991 года. Сегодня ситуация изменилась, права собственников защищаются законодательством, и мы не можем изъять эти земельные участки. Чтобы это сделать, необходимо внести изменения в целый комплекс законодательных актов, в том числе в закон о государственном кадастре, земельный кодекс. Без решения этих вопросов мы не сможем на законных основаниях с компенсацией убытков частных собственников земли реализовывать развитие комплексной инфраструктуры.В 
Хотелось бы заострить внимание на вопросе, касающемся экспертизы. У нас сейчас в стране работают на ряду с государственными коммерческие экспертизы. Бывает так, что компания, выдавшая положительное заключение на строительство объекта, находится в другом городе. При этом не выполнен градостроительный анализ, не оценена комплексность такой застройки, в результате мы сталкиваемся с тем, что идём на нарушение санитарных норм, что в принципе недопустимо. С другой стороны, не отрицая возможности коммерческой деятельности в области экспертизы проектов как таковой и считая, что это правильное направление работы, я предлагаю создать открытый банк всех экспертных заключений. А надзирающий орган в лице Минстроя должен оценивать деятельность экспертиз, аналогично тому, как работает Центральный банк».


Новосибирск

Анатолий Локоть, мэр Новосибирска
«Я хотел бы выразить надежду на то, что «Стратегия-2030» будет более успешной, чем «Стратегия-2020», о которой почему-то уже никто не вспоминает. Приступать к следующей стратегии, как мне кажется, нужно после того, как подведены хотя бы приблизительные итоги прошлого этапа.
В Новосибирске строительный комплекс очень успешно работает, мы делаем больше миллиона квадратных метров в год шестой год подряд, в прошлом году был абсолютный рекорд — 1 738 000 м2 жилья. В Это больше одного квадратного метра на каждого новосибирца. Отсюда и преимущества, и недостатки. Для комплексной застройки земли практически не осталось, по поводу каждого клочка идут рассмотрения. Существует серьёзная проблема передачи земель от Министерства обороны, у нас есть примеры, когда вопрос просто зависает. Так в посёлке Пашенном из-за невозможности снятия статуса особой зоны застопорилось гражданское строительство.В 
Другая проблема — это обманутые дольщики. В результате того, что строительный комплекс очень сильно «разогрет», у нас самый высокий среди сибирских городов процент обманутых дольщиков. Вопросы эти мы решаем, в этом году 2000 человек получили жильё. Но до 1 марта у нас был механизм, областной закон, который вписывался в градостроительный кодекс: подхватывает строительная организация новый объект, а мы за это компенсируем стоимость земли. После 1 марта всё это стало очень трудно, и министр об этом слышал, кивал головой, говорил, что тему надо рассмотреть ещё раз. Думаю, сохранение такого механизма будет для нас серьёзным подспорьем.В 
С самовольной застройкой мы тоже сражаемся. Это проблема очень серьезная, мы со своей стороны подтверждаем её актуальность для нашего города. Это же просто караул, когда посреди частного сектора вдруг вырастает этажа. У нас чёткого алгоритма нет, непонятно, то ли выселять новых жильцов, то ли что-то ещё делать.В 
Также я предлагаю вспомнить о старом испытанном механизме лицензирования — это сняло бы многие проблемы. Но не срабатывает СРО так, как на них рассчитывают, хотя деньги они исправно собирают. Кроме того нужны какие-то механизмы по ипотеке вторичного рынка, это позволит поддержать строительный сектор. В прошлый кризис это сработало весьма успешно».


Томск

Иван Кляйн, мэр Томска
«Сегодня в городах происходят значительные изменения, образуются новые центры, меняется существующая застройка, происходит реконструкция промышленных предприятий, освобождаются их площадки, и Томск в этом смысле не исключение. Накладывает отпечаток ограниченный ресурс самой территории и изменение численности населения. Есть у нашего города и своеобразные черты. В частности, у нас очень сильно развит научно-образовательный комплекс. Ещё надо сказать, что Томск относится к историческим поселениям. В своё время все города, которые хотели получить федеральную поддержку, тем или иным способом относили города к таким поселениям. Федеральных денег мы так и не получили, зато получили огромное обременение в виде невозможности развиваться городу.
У нас очень большое количество ветхого и аварийного жилья. После 2012 (когда создавались списки жилья, подлежащего ремонту или сносу, – прим. редакции) года у нас уже накопилось задач на несколько миллиардов рублей. И мы сегодня понимаем, что без развития застроенных территорий мы не сдвинемся с мёртвой точки. И здесь, конечно, тоже сталкиваемся с тем, что интересы населения и интересы бизнеса не совпадают. Предлагаем механизм муниципально-частного партнерства, он сделал бы недвижимость более привлекательной с инвестиционной точки зрения. Нужно использовать тот опыт, который сейчас есть по строительству жилья для российской семьи, где государство берет часть затрат, касающихся инфраструктуры, и потом расходы возмещаются.В 
В Томске надо построить до 2025 года примерно 30-35 школ, чтобы обеспечить местами всех учеников. Хорошо строить в новых микрорайонах, где есть земельный ресурс, но каким образом мы будем это выполнять в условиях уже сложившейся застройки? Это пока непонятно, ведь мы будем зажаты санитарными зонами. Поэтому предложения по формированию механизма В изъятия земельных участков для строительства социальных объектов мы всецело поддерживаем».


Иркутск

Дмитрий Бердников, мэр Иркутска
«Что касается памятников, то мы по Сибири безусловные лидеры — у нас их более 1300. Сохранившаяся уникальная деревянная и каменная архитектура, близость города к озеру Байкал позволяют развивать туристические потоки. Я хотел бы поделиться с вами позитивным опытом в создании комфортной и безопасной среды. Ведь создание цельной гармоничной городской среды, а не отдельных её элементов — это основная задача муниципальных властей. И инструментом является понятная всем участникам процесса градостроительная политика, грамотное регулирование всех процессов в данной сфере.В 
Пять лет назад в Иркутске был успешно реализован проект, получивший название «130-й квартал». Суть его — органичное соседство отреставрированных и воссозданных исторических зданий с современными объектами. В основу проекта положен принцип государственно-частного партнёрства. Сегодня — это одна из визитных карточек города. Продолжением этой работы стал проект «Иркутские кварталы», над которым мы сейчас работаем. Он призван изменить 11 кварталов, расположенных в центре города. Границы проекта охватят 53 га центральной части Иркутска. При этом общая площадь предполагаемого строительства составит 350 000 м2. Помимо 120 памятников архитектуры здесь появятся гостиницы, торговые центры, развлекательные комплексы и жилые дома. Весь этот проект мы планируем реализовать за счёт частных инвестиций.В 
Администрация работает над привлечением внебюджетных средств на сохранение памятников. У нас была создана акционерное общество, которое привлекает на конкурсной основе инвесторов. Они под контролем специалистов реставрируют памятники, приспосабливают их к современным условиям использования, и только после этого здание передаётся инвестору в собственность. За три года деятельности 17 памятников истории и архитектуры нашли таким образом своих инвесторов, 5 из них уже отреставрированы. По 120 объектам оформляется документация.
Важную роль в градостроительной политике играет жёсткий контроль за исполнением документации. В Иркутске по объектам, построенным с нарушениями, ведётся судебная практика. Большую роль в этом процессе влияет мнение общественности. Я считаю необходимым закрепить в нормативных документах право организованных групп горожан участвовать в процессе территориального планирования».


Хабаровск

Александр Соколов, мэр Хабаровска, президент АСДГ
«Подтверждаю, что нам нужны законодательные меры по поводу градостроительной политики. И полномочия по неразграниченным землям, которые изъяли у городов и поселений, надо вернуть. Расскажу на примере Хабаровска: долго воевали, 8 лет эти полномочия были в регионе, мы были отброшены по градостроительной политике лет на 15. И только в прошлом году нам эти полномочия передали, и буквально за полгода резко изменилась вся картина работы с земельными отношениями.В 
Второй больной вопрос: федеральные структуры, работающие на территории городов, фактически оторваны от жизни населённых пунктов. Это касается и регистрационной, и кадастровой палаты. Сегодня несколько судов идёт у нас в этом отношении из-за практически подделки документов, на основании которых эти структуры оформляют свои бумаги. И те, кто незаконно построили объекты, получают права на собственность. Доходит до парадокса: в границах будущих дорог построены объекты. Право на собственность получено, а никаких оснований для этого нет. Законодательно нужно срочно оформить предложение, чтобы получали хоть какой-то документ от местного органа власти прежде чем с землёй что-либо делать. И желательно, чтобы предложения были побыстрее приняты. Натворено столько, что только шумом и криком удаётся что-то изменить. Вообще нет никакой увязки во взаимодействии, а федеральных структур даже не десятки, а сотни. Хотелось бы, чтобы законодательно все права и полномочия были закреплены. Когда ещё был Госстрой, эти задачи решались на профессиональном уровне, сегодня больные вопросы местного самоуправление решать некому».


Жилина (Словацкая республика)


Игор Хома, мэр Жилины
«Главной стратегической целью администрации Жилины является обеспечение постоянного развития города. Для этого муниципалитет разработал действующую территориальную документацию, территориальный план. Он основывается на следующих принципах: создание условий для равномерного заселения, развития экономической и социальной инфраструктуры при сохранении здоровой атмосферы и окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, обеспечение развития города как коммуникационного центра.В 
Я бы хотел рассказать о проектах, которые были реализованы в последние годы или их реализация осуществляются в настоящее время. Их будет пять.
Город Жилина является транспортным узлом домашнего и международного значения, в нём пересекаются два мультимодальных коридора, так что выстраивание сети автострад имеет для нашего региона и всей Словакии стратегическое значение. Его первостепенным преимуществом кроме экономического вклада будет являться минимизация транзитного транспорта в городе, общее снижение транспортной нагрузки и, как следствие, рост качества городской жизни населения. Сейчас строятся 4 туннеля общей длиной около 15 км, а также десятки мостов.
Ещё мы озадачены вопросом организации бесплатного проезда в общественном транспорте. Администрация отдает ему предпочтение перед частным, который отрицательно влияет на окружающую среду и увеличивает общий трафик. Первым шагом был бесплатный проезд для пенсионеров, с начала 2017 года город собирается обеспечить бесплатный проезд для всех граждан. Жилина — первый город Словакии, который решился на данный шаг. Необходимым условием будет являться постоянная проживаемость пассажиров в городе и нулевая задолженность по налогам. Ожидаемым эффектом будет возросшая численность населения (а мы по этому показателю получаем финансирование).
Третьим проектом будет поддержка велодвижения — город нуждается в организации альтернативного вида транспорта. Этот пункт является предметом стратегического документа городской администрации. Жилина уже реализовала несколько мероприятий, на данный момент велотранспорт развивается не только в городе, а во всём Жилинском регионе, где проходит уже 1940 км официально обозначенных велотрасс.
Четвертый проект — проект зеленых крыш, у которых есть много положительных качеств. Они значительно снижает расходы по отоплению в зимний период, являются хорошим теплоизолятом и впитывают до 90% дождевых осадков, очищая воздух. Красота в сочетании с экологией — это современно и престижно.
И последний проект, о котором я хочу сказать, это развитие спорта. На данный момент Живина сталкивается с большой нехваткой спортивных объектов. Сейчас осуществляется подготовка большого проекта спортивного комплекса международного уровня в привлекательном районе города. Идея состоит в том, чтобы сосредоточить все недостающие спортивные объекты в одном комплексе».


СПРАВКА


Жилина является четвёртым по величине городом Словацкой республики и центром Жилинского края. Жителей в нём, по нашим меркам, совсем немного — около 86 000 человек, да и площадь он занимает небольшую — около 80 км2. Это, однако, не мешает ему быть административным, культурным центром всего западного региона Словакии. Впрочем, в этой стране больших городов и вовсе нет: в Братиславе около 450 000 жителей и чуть больше 350 км2 площади.


В сухом остатке
Истории, рассказанные российскими мэрами, — неприглядная городская реальность. Причём проблемы в различных городах оказались удивительно схожими. Взять хотя бы вопрос об изъятии земельных участков для строительства социальных объектов, который поднимал томский градоначальник. Красноярск бьётся лбом в ту же самую стену: в микрорайоне «Солнечный» площадку под школу уже застроили высотками, проект планировки микрорайона «Новый Бугач» по этой причине пришлось отправить на доработку (подробнее об этом вы можете прочитать в №103 октябрь 2015, — прим. редакции). Правда, дело, кажется, сдвигается с мёртвой точки: все эти рассуждения и предложения Эдхам Акбулатов передал губернатору Красноярского края Виктору Толоконскому, который с выводами согласился, отметив, что «генеральный план Красноярска должен стать конституцией для застройщиков». Так что есть шансы на то, что «круглостоловые» дискуссии не станут тривиальным переливанием из пустого в порожнее.В 
Несогласованность во взаимодействии различных структур, о которой упомянул хабаровский градоначальник, — это, пожалуй, и вовсе третья беда России. В Красноярске, например, из-за всех этих неувязок затягивается универсиадное строительство (об этом вы можете прочитать в №107 март 2016, — прим. редакции).
О возвращении механизма лицензирования, упомянутом мэром Новосибирска, разговоры идут давно. Причём идут во всех городах страны. Головной боли строителям он, конечно, добавит, однако количество обманутых дольщиков и некачественных построек, теоретически, сократит. Напомним, что Лицензирование строительной деятельности осуществлялась в нашей стране с 1991 года. Логика была такая: 90% строительных организаций имеют негосударственную форму собственности, постройка, созданная абы как, создаёт риски для многих людей, а дешёвой и неквалифицированной рабочей силы на стройплощадках предостаточно. Значит, весь процесс нужно контролировать, и выдавать квалифицированным застройщикам лицензии, а без них к работам не допускать. Но в 2008 году этот механизм отменили, возложив всю ответственность на СРО. Получилось значительно менее эффективно, чем планировали, так, может, пора вернуться к хорошо забытому старому?
Вопрос о сохранении архитектурных памятников, правда, остро стоит далеко не для всех — просто потому что не у всех эти самые памятники имеются в достаточном количестве. Иркутск в этом смысле всегда стоял несколько особняком в списке сибирских городов. Вот и градостроительная политика здесь развивается несколько по иному пути. В частности, вопрос о сохранении памятников зодчества стал одной из основных причин, по которой отправили на доработку новый генплан. Что же касается регионов со статусом исторического поселения, то таковых в нашей стране 41 —обновлённый перечень появился 6 лет назад. Для региона такое звание обернулось не столько льготами и преференциями, сколько обязанностями. Такие населённые пункты как бы консервируются, переставая развиваться. Подтверждением может служить тот факт, что Москвы в последнем списке исторических городов нет, а Санкт-Петербург сегодня старается тихо, без лишней огласки этот самый статус с себя снять.В 
А вот выступление европейского чиновника действительно заставило собравшихся призадуматься — об этом свидетельствовали беседы покидавших круглый стол гостей. Если сложности, обозначенные господином Хома, являются основными для административного центра, то можно говорить о том, что находится он на значительно более высокой ступени развития, и проблемы, над которыми бьются российские города, здесь давным-давно решены. В частности, когда жилинского градоначальника спросили о конфликтах между застройкой и градостроительной документацией, он ответил, что существующий генплан является для всех основополагающим документом. Если же кто-то хочет что-то построить, он обязан получить согласование, без которого работа просто не начнётся. Мы к такому результату пока ещё только движемся.

«Промышленные страницы Сибири» №4 (108) апрель 2016 г.

Кира Истратова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru