Сегодня пятница 19 апреля 2024 г. 07:46
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№104октябрь 2015Технический сектор
Самосвалы под землей
С тех пор, как в 1950 году в США под землю отправились первые обычные грузовики, оснащенные системой очистки выхлопных газов, многое изменилось. Подземные самосвалы выделились в самостоятельный вид горнодобывающей техники. Их конструкция «подстроилась» под специфические условия горных выработок и теперь заметно отличается от наземных собратьев.

div style="text-align: justify;">
«Подземные самосвалы, в отличие от карьерных, имеют более компактную конструкцию, обусловленную ограниченностью подземных выработок», — говорит директор по продажам горного оборудования отдела продаж горной техники, к.т.н., Regional Sales Manager, Mining Department ООО «Цеппелин Русланд» Константин Архипов.
Используется классический для подземных машин принцип компоновки — одноосный модуль, шарнирно сочлененный с грузовой задней частью, на которой смонтирован кузов. Это позволяет максимально просто и дешево обеспечить полный привод всех колес и управления. И значительно повышает маневренность по сравнению с жесткорамными схемами.
Специально для узких забоев созданы самосвалы типа «думпер»: сидение оператора и механизм управления поворачиваются на 180 градусов без разворота всей машины.  В моделях серии PAUS MKT немецкой фирмы Hermann Paus Maschinenfabrik GmbH в кабине оператора два руля и две приборных панели. Они расположены симметрично спереди и сзади операторского кресла, которое способно поворачиваться на 180 градусов. Это позволяет машине работать в челночном движении: вперед-назад без разворотов.
Современные подземные «трудяги» эффективно работают в выработках, имеющих уклон до 16 градусов. Есть экземпляры, способные передвигаться под более крутым углом — 40-50 градусов. 

В тяжелом весе
Сегодня подземные самосвалы могут «протискиваться» в подземные выработки, площадь сечения которых — от 12 м2 и выше. Самосвал MK-A20 компании GHH Fahrzeuge, например, обладает очень низким профилем: высота машины — 2,55 метра. 
В таком тесном пространстве самые компактные представители этого класса горных машин способны грузить в свой кузов до двух тонн руды. Машинам средней грузоподъемности (2-5 тонн) нужно больше места. Более мощные самосвалы могут перевозить 20 тонн руды за один рейс и больше.
Белорусский БелАЗ выпускает самосвалы для подземных работ грузоподъемностью до сорока тонн. Машины американского Caterpillar поднимают от 30 до 60 тонн. А модель Supra 0012H шведской компании Sandvik может взять на борт 80 тонн. 
Производительность подземных машин увеличивается за счет работы в связке с подземными погрузчиками. Производители специально создают «пару» для самосвалов. Так, Sandvik в 2014 году предложил TH551, спроектированный для работы с погрузчиком LH517. Трехковшовый погрузочный цикл повышает эффективность погрузочно-доставочных работ.

Непламенный мотор
Дизельные двигатели в таких машинах постепенно сменяются электрическими: они не выделяют выхлопных газов, что очень важно на закрытых площадках. И меньше шумят. Выпуск машин с электромоторами уже освоила шведская группа GIA (Kiruna Truck).
Однако от дизельных агрегатов отказываться машиностроительные компании не спешат, совершенствуя их работу. В 2012 году шведская Sandvik Mining установила на двух своих новых подземных моделях TH550 и TH540 новый двигатель, соответствующий экостандарту EPA Tier 4i/EURO Stage IIIB. Как заявили в компании, его выхлопы чище воздуха на городских улицах.
Сегодня под капотом подземных самосвалов «прячется» от 360 до 800 «лошадей» — в основном, в дизельном исполнении. Круг производителей двигателей в этом сегменте невелик: Detroit Diesel, Cummins, Caterpillar и российский ЯМЗ (МоАЗ).
Самая популярная колесная формула — 4х4: ее используют Atlas Copco MT6020, Sandvik TORO 50, Sandvik TORO 40, Caterpillar AD45B, DUX TD45, БелАЗ 75800 и другие компании. В моделях МоАЗ 7508, Sandvik TORO 60 применяется вариант 6х4. В Sandvik Supra 0012H — 10X8. 
Выйти из-под удара
Подземные труженики становятся не только мобильнее и мощнее: уровень комфорта для оператора повысился на порядок. В некоторых моделях предусмотрен небольшой холодильник, куда водитель может положить напитки и еду.
Автоматика облегчает управление процессом. Большая часть моделей подземных самосвалов полностью компьютеризированы: электроника сама подбирает наилучший режим работы. В Minertruck MT42 от Atlas Copco в кабине установлена видеокамера заднего вида, резервная камера и камера обзора кузова. Водитель может следить за процессом погрузки и разгрузки, не выходя из кабины.
Кабины самосвалов сегодня оснащают различными защитными системами, призванными обезопасить человека от случайных обрушений горной породы и от опрокидывания кабины. Один из производителей, например, все свои самосвалы оборудует кабинами, способными выдержать удар сверху или сбоку силой до десяти тонн. 
По показателям надежности и безопасности европейские и американские машины пока намного опережают белорусские, российские и китайские аналоги.

Инновационный борт
Лидерами в этом сегменте горных машин считаются Caterpillar, Atlas Copco и Sandvik. Свои модели выпускают также Burdmachines, Bumar, Caterpillar-Elphinston, Dux, GIA, Kaelble, Marcotte, Normet, Paus, Tamrock и YMC, российская «Автомаркет Майнинг» (Москва), белорусский МоАЗ (входит в группу БелАЗ), китайская XYUK и ряд других производителей.
Новшества предлагаются постоянно. В числе последних — усовершенствованный Minetruck MT42, представленный в конце 2014 года Atlas Copco. 42-тонный самосвал получил обновленный кузов: добавлен новый двигатель и инновационный откидной задний борт. Перемены коснулись высоты разгрузки и геометрии — оптимизирован угол наклона внутренних пластин, что облегчило выгрузку материала. Перед началом разгрузки задний борт теперь складывается под кузов, не влияя при этом ни на дорожный просвет, ни на обзор площадки с помощью камеры заднего вида. Управление бортом осуществляется с помощью гидравлики, а информация о его положении выводится на расположенный в кабине оператора дисплей. 
Еще одно нововведение — дополнительная тормозная система с электромагнитным замедлителем. При спуске по склону он создает сопротивление, уменьшая износ тормозной системы. В удовлетворительных условиях он позволяет увеличить скорость, значит, и производительность. Это полезно при частой езде вниз по склонам с грузом.

Дистанционное управление
Появление новых модификаций говорит о востребованности данного типа горной техники. В дальнейшем, полагают эксперты, подземные самосвалы будут пользоваться еще большим спросом. Протяженность горных выработок растет, руду требуется транспортировать на все большие расстояния. И подземные самосвалы во многих случаях становятся оптимальным решением.
«Подземные самосвалы являются востребованными, т.к. являются незаменимыми при проходке горных выработок, а также при работе на откаточных горизонтах, где это предусмотрено проектом», — подчеркивает Константин Архипов.
На этот рынок активно выходят молодые китайские производители, предлагающие подземную спецтехнику по значительно более бюджетным ценам, чем именитые европейские бренды. Однако цена пока, пожалуй, единственное конкурентное преимущество этих машин.
Что касается технического аспекта, то здесь, по мнению специалистов, дальнейшее развитие подземных самосвалов будет идти по пути совершенствования системы привода — коробок передач, моторов, ведущих мостов и электроники. 
Как и в сегменте карьерных машин, под землей все более актуальным становится использование дистанционного управления. Уже сейчас разработчики предлагают варианты, когда процессом можно управлять с поверхности земли.

Спецвыпуск журнала «Промышленные страницы Сибири» «Добывающая промышленность» №4-2015 г.

Наталья Демшина.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru