Сегодня пятница 29 марта 2024 г. 07:16
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№103октябрь 2015Строительная площадка
В ловушке микрорайона
В последние годы сибирские города активно прирастают новыми микрорайонами, и жители стареньких хрущевок мечтают перебраться в свежепостроенный многоэтажный дом с яркой крышей и веселым рисунком на фасаде. Чем плохо: свой маленький мирок, неподалеку — школа, детский сад, парк и торговый центр. К сожалению, такая идиллия часто существует лишь на бумаге, и, приобретая квартиру в строящемся элитном микрорайоне, горожане попадают в каменный мешок. В реальности оказывается, что окна выходят на стену соседнего дома, а вместо садов и парков в районе появляются все новые и новые высотки.

Сегодня в Красноярске идут горячие споры о проекте планировки очередного микрорайона — «Новый Бугач». Мнения звучат прямо противоположные. «Проект необходимо немедленно принять, чтобы покончить с хаотичной застройкой района», — говорят одни. «Проект в существующем виде принимать ни в коем случае нельзя — микрорайон станет социальной катастрофой», — уверены другие. 

Жить или производить?
Еще несколько лет назад территория, на которой сегодня планируется создать жилой район с озером и пляжем, была промышленной. Но предприятия закрываются, земля пустует, а город растет, и застройщики ищут новые площади. И в новом генеральном плане земля «раскрашена» иначе: наряду с производственными зонами здесь появляются жилые и рекреационные.
«При принятии генплана не раз обсуждали этот вопрос. Тогда решили: жилая зона — значит мы блокируем в этом месте развитие любых производственных предприятий; промышленная — значит там можно производить, реконструировать и модернизировать. Как же так получилось, что кусками промышленные территории запроектированы прямо внутри жилых кварталов? Самое меньшее, что нас ждет — это не очень приглядный вид из окна. По факту мы получим ситуацию,  когда вход во двор, школу или садик будет сделан через ближайшую котельную промышленного предприятия», — рассуждает депутат Городского Совета Александр Глисков. 
Разработчики уверяют, что до таких крайностей дело, разумеется, не дойдет, и промышленники не доставят новым жителям никаких неудобств. Тем более, что предприятий на  территории останется не так уж много. «В районе «Новый Бугач» действительно предполагается сохранить часть территории, примыкающей к железной дороге как коммунально–складскую зону. Здесь могут благополучно существовать складские помещения по хранению, распределению и перевалке грузов, мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, прачечные, иные предприятия, чья деятельность не оказывает негативного влияния на жилые кварталы», — объясняет начальник Мастерской градостроительного проектирования АО «Гражданпроект» Людмила Устинова.
«Самое главное, что с такой проблемой мы уже сталкивались. Когда велось обсуждение застройки в районе улицы Шахтеров, встал вопрос о судьбе работающих там предприятий, которых набралось больше десятка. Территорию решено было застроить домами, так что все имеющиеся производства на плане «перекрасили» в зону жилой застройки. И сегодня по этому вопросу существует предписание антимонопольной службы, и финал истории остается открытым», — проводит аналогию Александр Глисков. 
div style="text-align: justify;">Сегодня в Красноярске идут горячие споры о проекте планировки очередного микрорайона — «Новый Бугач». Мнения звучат прямо противоположные. «Проект необходимо немедленно принять, чтобы покончить с хаотичной застройкой района», — говорят одни. «Проект в существующем виде принимать ни в коем случае нельзя — микрорайон станет социальной катастрофой», — уверены другие. 

Жить или производить?
Еще несколько лет назад территория, на которой сегодня планируется создать жилой район с озером и пляжем, была промышленной. Но предприятия закрываются, земля пустует, а город растет, и застройщики ищут новые площади. И в новом генеральном плане земля «раскрашена» иначе: наряду с производственными зонами здесь появляются жилые и рекреационные.
«При принятии генплана не раз обсуждали этот вопрос. Тогда решили: жилая зона — значит мы блокируем в этом месте развитие любых производственных предприятий; промышленная — значит там можно производить, реконструировать и модернизировать. Как же так получилось, что кусками промышленные территории запроектированы прямо внутри жилых кварталов? Самое меньшее, что нас ждет — это не очень приглядный вид из окна. По факту мы получим ситуацию,  когда вход во двор, школу или садик будет сделан через ближайшую котельную промышленного предприятия», — рассуждает депутат Городского Совета Александр Глисков. 
Разработчики уверяют, что до таких крайностей дело, разумеется, не дойдет, и промышленники не доставят новым жителям никаких неудобств. Тем более, что предприятий на  территории останется не так уж много. «В районе «Новый Бугач» действительно предполагается сохранить часть территории, примыкающей к железной дороге как коммунально–складскую зону. Здесь могут благополучно существовать складские помещения по хранению, распределению и перевалке грузов, мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, прачечные, иные предприятия, чья деятельность не оказывает негативного влияния на жилые кварталы», — объясняет начальник Мастерской градостроительного проектирования АО «Гражданпроект» Людмила Устинова.
«Самое главное, что с такой проблемой мы уже сталкивались. Когда велось обсуждение застройки в районе улицы Шахтеров, встал вопрос о судьбе работающих там предприятий, которых набралось больше десятка. Территорию решено было застроить домами, так что все имеющиеся производства на плане «перекрасили» в зону жилой застройки. И сегодня по этому вопросу существует предписание антимонопольной службы, и финал истории остается открытым», — проводит аналогию Александр Глисков. 
Землицы бы нам
Возникают на Бугаче и трудности земельного свойства. Реальность большого города такова, что «ничьей» земли в его границах нет — на каждый клочок имеется собственник. И большая часть территории будущего микрорайона муниципалитету не принадлежит, а находится во владении «частников», которых сегодня насчитывается около 150. 
А между тем разработчики проекта микрорайона предусмотрели на его территории не только жилые дома, но и различные объекты социального назначения. 
«Расчетная численность населения «Нового Бугача» — 28 000 человек. Такое количество жителей требует 1281 место в детских садах – в соответствии с существующими нормативами. Задача проекта планировки – выделить территории для объектов местного значения. Сегодня проект включает в себя две школы и отдельно стоящие детские сады», — рассказывает специалист «Гражданпроекта».
И вот тут встает большой вопрос: на чьей земле появятся все эти сады и школы? Готовы ли будут собственники отдать свои территории под объекты социального назначения и существуют ли механизмы «честного отъема» этих площадей? 
«В настоящий момент у муниципалитета только один участок, пригодный под строительство социальных объектов, и тот находится в пойме реки рядом с дорогой. И есть большая вероятность, что собственники земли с градостроительными планами не согласятся.  Механизма принудительного изъятия участков под школы и садики в действующих законах нет. Уже на слушаниях они выступали и говорили, что школу они в этом месте строить не просили и проект планировки исполнять не собираются», — рассказывает депутат Горсовета. 
Конечно же, все эти вопросы нужно адресовывать не разработчикам проекта, а законотворцам. Людмила Устинова напоминает, что отсутствие муниципальных  земель для размещения социальных объектов местного значения на территориях населенных пунктов является общероссийской проблемой, и без изменения федерального законодательства ее не решить — на федеральном уровне необходимо наделение органов местного самоуправления полномочиями по выкупу частных земель для муниципальных нужд.
В отсутствии законодательного регулирования указанного вопроса единственный выход — договариваться с собственниками земельных участков. И дело не сдвинется, пока не будет утвержден проект планировки, ведь без него собственникам земли попросту нечего предъявить. Разработчики уверены: чем дольше тянется дело, тем сложнее будет искать выход. Ведь пока идут согласования, на месте задуманных детских садов запросто могут появиться жилые дома — пока застройщикам никто не запрещает этого делать. 
Проблема несвоевременного и, как правило, явно запоздалого утверждения уже разработанных проектов панировки должна решаться нормами разработанного положения о порядке разработки,  утверждения и внесения изменений в документацию по планировке территории, которую городское самоуправление Красноярска должно было обеспечить в Правилах его землепользования и застройки. 
Что же касается возможности застройки земель, которые проектировщики выделили под объекты социального назначения, жилыми домами, то это вовсе не плод богатого воображения, а реальная проблема современного Красноярска.  Живая иллюстрация — ситуация в микрорайоне «Солнечный». Сегодня компания «Красноярскпромстрой» уже начала возводить многоэтажки на территории, которая проектом отводилась под школу. Оказалось, что учебное заведение планировалось строить не на муниципальной, а на частной земле, и сегодня собственник предъявляет вполне законные права. Выхода в сложившейся ситуации два: новое межевание с целью отведения под строительство школы другого участка, либо компромисс с собственником по обмену или выкупу.
«5-й микрорайон тоже проектировали наши специалисты. Когда мы приступали к проектированию, там было 5 собственников, пока шел процесс разработки и согласования, собственник одного большого земельного участка размежевал его и распродал. Причем когда новые владельцы приобретали эту землю, то прекрасно знали, что в проекте она выделена под школу. Если бы проект планировки был утвержден сразу же, «Солнечный» сегодня имел бы совершенно другой вид», — комментирует ситуацию Людмила Устинова. 
«Сейчас у нас есть вполне реальная перспектива получить еще один микрорайон без школы. Причем ситуация в «Солнечном» — еще не самая страшная: там микрорайон по плану на 10 000 человек, а на Бугаче — на 28 000. Да и школа относительно близко есть. То есть при желании на лыжах можно добежать. А с Бугача на лыжах-то можно и не дойти, реально и замерзнуть по дороге. То есть в «Солнечном», скорее всего, удастся найти какие-то пути выхода, но  мы же не можем детей с Бугача возить в школу в Емельяново. Это уже сюрреализм какой-то», — горько усмехается Александр Глисков. 
Поддать жару
Также противников существующего проекта микрорайона настораживает ситуация с  тепло- и электроснабжением «Нового Бугача». 
«Как в районе собираются организовать тепло- и электроснабжение — непонятно. В проекте схемы теплоснабжения, которая сегодня рассматривается, трубы в этом районе нет. Значит, ее должен кто-то протянуть, а за это должен кто-за заплатить. Возложить это на жителей за счет увеличения тарифа будет неправильно. А теплоснабжающая организация подобным проектом вряд ли заинтересуется. Самая крупная компания в городе — СГК — не хочет тянуть трубу на Бугач, ведь это нерентабельно», — делится своими сомнениями Александр Глисков. 
Правда, все эти вопросы тоже должны решаться не разработчиками проекта планировки — у ни в этом деле несколько иные задачи.
«Задача проекта планировки — определиться с количеством тепла, электроэнергии, воды, необходимых району. Эти расчеты нами выполнены. Определены точки возможного подключения к источникам тепло-,  водо- и энергоснабжения, проработаны коридоры прохождения сетей.  Физическое обеспечение строящихся объектов энергетическими ресурсами не относится к задачам, решаемым проектом планировки», — поясняет Людмила Устинова.  

Приехать на «Бугач»
Жители больших городов прекрасно знают и о другой общей проблеме новых микрорайонов: «негде ехать» и «некуда ставить». Ведь жителям нового района придется как-то добираться до центральной части города — «Новый Бугач» упирается в городскую границу. По проекту никаких транспортных сложностей в районе возникнуть не должно — и дороги, и парковки разработчиками продуманы. 
В микрорайоне предусмотрены две крупные магистрали — улицы Калинина и Норильская. Обе они сегодня нуждаются в реконструкции и расширении — эти работы впереди. И генплан, и КТС уделяют внимание развитию развязки в районе мясокомбината — в скором времени она должна появиться. Предусмотрены и альтернативные виды транспорта: железная дорога в районе уже есть, платформа «Мясокомбинат» функционирует, а создатели плана предлагают добавить и еще одну платформу — в западной части района. Более того, здесь же должны появиться пересадочные узлы и общественные центры — офисные и торговые здания.
Есть в плане и парковки — 1 машина на 1 квартиру. Правда, пока непонятно, удастся ли воплотить эти идеи в жизнь. Дело в том, что разработчики предполагают, что большая часть автомобилей разместится на многоуровневых и подземных парковках, остальные займут боксовые гаражи, внутриквартальные стоянки и улично-дорожные карманы. И здесь голос подают скептики. 
«Скажите, сколько в нашем городе многоуровневых парковок? Их ведь никто не строит – это нерентабельно. Так что на деле получится так: где запланированы многоуровневые, построят плоскостные. Или еще лучше: займут место под парковки очередными жилыми домами», — делится мрачными прогнозами Александр Глисков. 

А стройка идет
Пока рано говорить о результатах этого дела. Обсуждения идут, претензии звучат, но последнее слово за городской администрацией. Причем пока ведутся споры, строители уже складывают кирпичи в здания будущего микрорайона и продают квартиры, обещая, что в районе вот-вот появятся все необходимое для жизни. Со стороны процесс выглядит так, как будто новые высотки — это газ, который заполняет все свободное пространство. 
На проектируемой территории уже возведены жилые дома, вмещающие 7 000 жителей. Ведется строительство жилых комплексов с изящными названиями: «Озеро Парк», «Мариинский», «Глобус», «Изумрудная долина», «Тихие Кварталы», «Западный».
«Если застройка будет продолжаться без утвержденного Проекта планировки, то все расчеты разработчиков проекта окажутся неактуальными», — поясняет Людмила Устинова. 
То есть, если строители будут «расставлять» дома на территории будущего микрорайона так, как они это делают сейчас, то число жителей увеличится, и запланированных парковок, мест в школах и детских садах окажется недостаточно. 
 «Наша комиссия с учетом бурного прошедшего обсуждения составила список замечаний и направила его в администрацию. Если дело будет двигаться в нынешнем направлении, обещанные скверы с детскими садами мы так и не увидим. И в микрорайоне, где под  50 000 человек соберутся (а это вполне реальные цифры), не будет необходимой социальной инфраструктуры. При этом квартиры строители продадут, люди заселятся и пойдут писать претензии», — говорит Александр Глисков.

Печальный опыт
Будущее микрорайона «Новый Бугач» пока не определено, но не стоит думать, что все здесь сможет разрешиться само собой. Уже упоминавшийся «Солнечный» — живое тому доказательство. На территории площадью 1 км на 500 м уже построено 10 домов. 22 строятся. Еще 10 — в планах. Все это — высотки от 10 до 17 этажей. А если взглянуть на это дело сверху, то микрорайон выглядит как хорошо благоустроенный муравейник с узкими проходами-лазами между домами. Многоуровневых парковок пока не наблюдается: перед домом на 150 квартир площадка на 10 койко-машин. Роль парков выполняют 5 кустов. А асфальт перед некоторыми уже сданными домами обещают  положить в ближайшее время. 
И самое печальное, что эта ситуация выглядит неразрешимой. «Новый Бугач» —    отнюдь не первый и не последний район застройки, в котором все идет по сценарию «сначала застроим, получим с жильцов деньги за квартиры, а после — хоть потоп». Никто из руководства строительных компаний, проектировщиков, депутатов и чиновников администраций не властен сломать существующую схему. И пока не появится чье-то волевое решение — жить красноярцам в районах без автопарковок, школ, детских садов, поликлиник и т. д.

«Промышленные страницы Сибири» №10 (103) октябрь 2015 г.

Анна Кучумова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru