Сегодня понедельник 6 мая 2024 г. 13:54
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№100июль 2015Промышленная площадка
Углеводороды идут на восток
Российская нефтегазовая отрасль в течение последнего года продолжила разворот на восток. Западные экономические санкции «заморозили» часть крупных проектов на неопределенное время, зато в направлении сотрудничества со странами АТР все шло по плану, и даже открылись новые перспективы.

Отступление после старта
Одним из главных событий прошлого года в мировой нефтегазовой отрасли было названо бурение самой северной нефтяной скважины на Арктическом шельфе России. Совместное предприятие ExxonMobil и «Роснефти» — «Карморнефтегаз» — пробурило в августе 2014-го в Карском море скважину «Университетская-1», открыв нефтегазоконденсатное месторождение «Победа» с огромными запасами нефти — около 338 млрд м3 газа и больше 100 млн тонн нефти. Обнаруженное легкое «черное золото» сопоставимо с Siberian Light. Структура входит в состав Карской морской нефтеносной провинции, которая, по оценкам экспертов, по запасам превосходит Мексиканский залив и может сравниться со всей текущей ресурсной базой нефти Саудовской Аравии.
Работы велись с платформы West Alpha производства норвежской компании North Atlantic Drilling. Водоизмещение установки — 30 700 тонн, длина — 70 м, ширина — 66 м. На точке бурения она держится при помощи восьмиякорной системы позиционирования. И способна бурить скважины глубиной до семи километров.
Особая «опция» установки — комплекс контроля ледовой обстановки: он заранее обнаруживает айсберги и следит за морским льдом. Для предотвращения столкновений с айсбергами «Роснефть» и ExxonMobil совместно создали уникальную схему. При появлении опасности для установки со стороны тороса или льдины специальные суда могут отбуксировать их на безопасное расстояние. В случае невозможности реализации такого сценария буровая установка «снимается с якоря» и отводится с траектории движения льдов.
Осенью 2014-го из-за санкций США против России ExxonMobil была вынуждена выйти из проекта, свернув работу по девяти из десяти совместных с «Роснефтью» проектам. И, поскольку буровая платформа принадлежала американской компании, геологоразведочное бурение пришлось остановить. В январе 2015 года руководство «Роснефти» заявило о том, что в этом году бурить в Карском море не будет. В апреле информацию подтвердил глава Минприроды России Сергей Донской, ссылаясь на предоставленный «Роснефтью» план работ на нынешний год. 
Компания надеется, что новая платформа будет найдена, и бурение возобновится летом 2016-го. В числе возможных вариантов называют использование буровых норвежской North Atlantic Drilling и фрахт нефтяной платформы в Китае или Корее. Таким образом сроки начала промышленной эксплуатации арктических месторождений «Роснефти» сдвигаются пока на период после 2020 года.
div style="text-align: justify;">Отступление после старта
Одним из главных событий прошлого года в мировой нефтегазовой отрасли было названо бурение самой северной нефтяной скважины на Арктическом шельфе России. Совместное предприятие ExxonMobil и «Роснефти» — «Карморнефтегаз» — пробурило в августе 2014-го в Карском море скважину «Университетская-1», открыв нефтегазоконденсатное месторождение «Победа» с огромными запасами нефти — около 338 млрд м3 газа и больше 100 млн тонн нефти. Обнаруженное легкое «черное золото» сопоставимо с Siberian Light. Структура входит в состав Карской морской нефтеносной провинции, которая, по оценкам экспертов, по запасам превосходит Мексиканский залив и может сравниться со всей текущей ресурсной базой нефти Саудовской Аравии.
Работы велись с платформы West Alpha производства норвежской компании North Atlantic Drilling. Водоизмещение установки — 30 700 тонн, длина — 70 м, ширина — 66 м. На точке бурения она держится при помощи восьмиякорной системы позиционирования. И способна бурить скважины глубиной до семи километров.
Особая «опция» установки — комплекс контроля ледовой обстановки: он заранее обнаруживает айсберги и следит за морским льдом. Для предотвращения столкновений с айсбергами «Роснефть» и ExxonMobil совместно создали уникальную схему. При появлении опасности для установки со стороны тороса или льдины специальные суда могут отбуксировать их на безопасное расстояние. В случае невозможности реализации такого сценария буровая установка «снимается с якоря» и отводится с траектории движения льдов.
Осенью 2014-го из-за санкций США против России ExxonMobil была вынуждена выйти из проекта, свернув работу по девяти из десяти совместных с «Роснефтью» проектам. И, поскольку буровая платформа принадлежала американской компании, геологоразведочное бурение пришлось остановить. В январе 2015 года руководство «Роснефти» заявило о том, что в этом году бурить в Карском море не будет. В апреле информацию подтвердил глава Минприроды России Сергей Донской, ссылаясь на предоставленный «Роснефтью» план работ на нынешний год. 
Компания надеется, что новая платформа будет найдена, и бурение возобновится летом 2016-го. В числе возможных вариантов называют использование буровых норвежской North Atlantic Drilling и фрахт нефтяной платформы в Китае или Корее. Таким образом сроки начала промышленной эксплуатации арктических месторождений «Роснефти» сдвигаются пока на период после 2020 года.
Будет — не будет?
Еще один грандиозный шельфовый проект, на этот раз «Газпрома», самый северный такого рода на планете, похоже, забуксовал всерьез и надолго. 
Самое крупное в мире по запасам месторождение газа Штокмановское (Штокманское) газоконденсатное было открыто в 1988 году в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря в шестистах километрах к северо-востоку от Мурманска. С 2004 года лицензией на его освоение владела компания «Севморнефтегаз» — 100-процентная «дочка» «Газпрома». 
Попытки привлечь к работе над проектом зарубежных партнеров в 2006 году не увенчались успехом.
Поэтому было принято решение оставить в роли недропользователя только «Газпром», а иностранцев привлекать как подрядчиков. Был изменен маршрут поставки сжиженного природного газа (СПГ) с месторождения: первоначальный план возить продукт в США танкерами сменился поставками в Европу по Северо-Европейскому газопроводу (Nord Stream). Планировалось, что первый газ со Штокмана вольется в Nord Stream уже в 2013 году.
Однако потянуть озвученные на тот момент инвестиции в 15-20 млн долларов «Газпрому» было не под силу. В 2008-ом была образована компания-оператор Shtokman Development, где больше полвины акций принадлежало «Газпрому», 25%  французской Total и 24% — норвежской Statoil. Сегодня доли распределяются так: 75% — у «Газпрома», 25% — у Total.
Добывать газ планируется с помощью подводных добычных комплексов и специальных технологических платформ судового типа (FPSO/FPU), которые при необходимости можно быстро отсоединить и увести с траектории движения айсбергов. Газ по подводной «трубе» будет идти на берег, где рядом с поселком Териберка перерабатываться на заводе в СПГ.
Однако планы постоянно корректируются, начало производства трубного и сжиженного газа откладывается. В числе причин называют увеличение добычи в США (на которые все-таки ориентировались инициаторы проекта) сланцевого газа и активизацию поставок газа из Катара в Европу, сбившего цены на российский газ. 
Специалисты высказывают мнение, что в сложившихся условиях запускать Штокман в задуманные сроки невыгодно. При избыточном предложении на рынке добыча газа на арктическом шельфе может оказаться нерентабельной. Когда именно будет осваиваться месторождение, неясно. В прошлом году замглавы «Газпрома» Андрей Круглов заявил, что «Штокман» может достаться «будущим поколениям». Возможно, проект возродится, если появятся более дешевые технологии добычи, а мировые цены на газ подрастут. 
По мнению главы East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, решение отложить проект верное: газ со «Штокмана» может быть востребован во второй половине 2020-х годов. 
Пока «Газпром» делает ставку на сахалинское Южно-Киринское месторождение, запасы которого сопоставимы со Штокмановским, но оно ближе к перспективным рынкам АТР.

Сахалинский прорыв
Набирают обороты и другие восточные нефтегазовые проекты — «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Сахалин-3».  
Запущено в эксплуатацию четыре морских добывающих платформы. Две из них — максимально тяжеловесные конструкции для добычи нефти и газа, установленные в море. Действует система морских и наземных трубопроводов, работают перерабатывающие комплексы, в том числе первый в России завод по производству сжиженного природного газа.
Конечные продукты — СПГ и нефть марки «Витязь» — поставляются в Азию и Америку. Оператор проекта — компания Sakhalin Energy Investment Company Ltd. (Sakhalin Energy), 50% акций которой принадлежат «Газпрому», остальное — «дочкам» трех иностранных фирм, в том числе Shell. 
В феврале 2014 года Председатель Правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и Главный исполнительный директор Shell Бен ван Берден подписали меморандум-дорожную карту о разработке документации по предварительному проектированию (FEED) третьей технологической линии по производству СПГ в рамках проекта «Сахалин-2».
А 27 июня 2014-го «Роснефть» и ExxonMobil в составе консорциума «Сахалин-1» ввели в эксплуатацию нефтегазодобывающую платформу «Беркут» на месторождении Аркутун-Даги в Охотском морем — четвертую на сахалинском шельфе. 
Это самое крупное сооружение подобного рода в мире. Вес верхнего строения — 42 000 т, общий вес вместе с основанием более 200 000 т. На «Беркуте» установлен самый мощный в мире верхний привод бурового механизма с крутящим моментом верхнего привода 142 кН на метр с подъемной мощностью станка 1 150 т, что позволяет бурить скважины с максимальным отклонением от вертикали до 7 км — это особенно важно для эффективности и безопасности морского бурения. 
Ближе к концу января 2015 года на месторождении началась промышленная добыча легкой низкосернистой нефти класса «Сокол». Нефть направляется на действующий береговой комплекс подготовки Чайво на острове Сахалин, а затем перекачивается по трубопроводу на нефтеотгрузочный терминал в Де-Кастри, расположенный в Хабаровском крае.

«Промышленные страницы Сибири» №6-7 (100) июнь-июль 2015 г.

Наталья Демшина.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru