Сегодня понедельник 6 мая 2024 г. 14:21
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№100июль 2015Сектор И
Промышленность, развивайся!
Долгосрочную государственную программу с громким названием «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» приняли три года назад. Рассчитана она на 8 лет, а реализовывать поставленные задачи предполагается в два этапа, причем срок первого из них истекает в декабре текущего года — с последним ударом курантов. И некоторые промежуточные итоги можно подвести уже сейчас.

Несколько общих слов о гос-программе. В процессе ее реализации Правительство РФ намерено повышать конкурентоспособность 16 отраслей экономики. Назвать их все стратегически важными едва ли удастся, а сочетание выбранных направление видится весьма неожиданным: автомобильная промышленность и станкостроение прекрасно соседствуют с обеспечением единства измерений и народными промыслами. Кроме того, в Программу включены мероприятия по выполнению международных обязательств по уничтожению запасов химического оружия, государственной поддержке оборонно-промышленного комплекса и ряд других разнородных направлений. Как бы то ни было, за счет реализации Программы чиновники собираются создать «конкурентоспособную, устойчивую, структурно сбалансированную промышленность, способную к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий» (именно так звучит ключевая цель принятой госпрограммы). На реализацию таких глобальных целей планируется потратить 1 061 152 949,2 бюджетных рублей. Обратим внимание на промышленные отрасли, в развитие которых Правительство РФ намерено вложить наибольшее количество средств. 
div style="text-align: justify;">Несколько общих слов о гос-программе. В процессе ее реализации Правительство РФ намерено повышать конкурентоспособность 16 отраслей экономики. Назвать их все стратегически важными едва ли удастся, а сочетание выбранных направление видится весьма неожиданным: автомобильная промышленность и станкостроение прекрасно соседствуют с обеспечением единства измерений и народными промыслами. Кроме того, в Программу включены мероприятия по выполнению международных обязательств по уничтожению запасов химического оружия, государственной поддержке оборонно-промышленного комплекса и ряд других разнородных направлений. Как бы то ни было, за счет реализации Программы чиновники собираются создать «конкурентоспособную, устойчивую, структурно сбалансированную промышленность, способную к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий» (именно так звучит ключевая цель принятой госпрограммы). На реализацию таких глобальных целей планируется потратить 1 061 152 949,2 бюджетных рублей. Обратим внимание на промышленные отрасли, в развитие которых Правительство РФ намерено вложить наибольшее количество средств. 
Кто-то теряет, а кто-то находит
Особое внимание разработчики Программы уделили развитию автомобильной промышленности России (объемы бюджетных ассигнований составляют 795 567 534,2 рублей). Ключевая озвученная задача — снижение доли импорта. В идеале к 2020 году не менее 80% автомобилей на российских дорогах должны быть отечественными. Кроме того, необходимо обновить состав автомобильной техники до следующих показателей: автомобили до 6 лет — 50%, автомобили от 6 до 12 лет — 30%, автомобили свыше 12 лет — 20%.
Эти прогнозы могут оказаться вполне реалистичными, и важную роль в этом процессе сыграют перемены на валютном рынке и введенные санкции. С падением рубля и ростом доллара и евро быстрее растут цены на импортные товары и на товары, собранные из импортных комплектующих. Многие производители вынуждены покидать российский рынок. В первом квартале 2015 года импорт новых легковых автомобилей снизился на 46,7%. Сложившаяся ситуация сулит рост продаж отечественному автопрому.
По мнению министра торговли и промышленности РФ Дениса Мантурова, будущее у российского автопрома светлое. Выступая на заседании Правительства, министр сообщил, что в 2014 году автопредприятия России выпустили сенсационное количество автомобилей — 2,5 миллиона. По его словам, ко времени окончания действия Программы, Россия займет по этому параметру одно из лидирующих мест в мире. 
Поспособствовать этому должны несколько факторов. Во-первых, 70% жителей страны сегодня не имеют личного авто. Во-вторых, 65% автопарка страны характеризуются высоким уровнем износа. Ну и в третьих, государство обещает оказывать отечественному автопрому всяческую поддержку.
Специалисты, однако, выделяют всего два административных шага, которые реально приближают российский автопром к заветной цели. Во-первых, это программа утилизации старых автомобилей. В январе-сентябре 2010 года в России реализовали 1,32 млн автомобилей, что на 18% больше чем годом ранее, и основной причиной такого роста называется именно данная программа. Поэтому в 2014 году ее действие продлили. А во-вторых, это поддержка локализованных автомобильных производств. В этом году Минэкономики РФ планирует внести поправки в постановление, регулирующее понятие «локализованное производство транспортных средств», которое позволит точнее рассчитывать уровень локализации. Однако и без дополнительных уточнений производство автомобилей в режиме промышленной сборки в России идет весьма активно.

Со щитом
Еще одна масштабная и затратная задача в рамках Программы — развитие оборонно-промышленного комплекса (на реализацию предполагается выделить 50 666 215,8 рублей). За счет бюджетных средств Правительство РФ намерено поощрить работников ОПК, выплатив единовременные стипендии «за выдающиеся достижения». Кроме того, стоит задача научно-технической модернизации оборонных предприятий.
Едва ли можно говорить, что в настоящий момент оборонная промышленность России находится в упадке. Напротив, специалисты считают, что в нашей стране очевиден перекос в сторону «оборонки»: если бы наши предприятия делали станки с тем же усердием, что и танки и ракеты, отечественная промышленность находилась бы совсем на другом уровне развития.
Что касается оборонных предприятий Сибири, то их развитие не вызывает у экспертов никакого беспокойства. Например, объемы производства ОАО «Швабе — Оборона и Защита» (до 2014 года — ОАО ПО «Новосибирский Приборостроительный Завод») в 2014 году выросли на 20%. Руководство не делает тайны из того, что завод обеспечен заказами до 2023 года и поставляет продукцию в 17 стран мира. Оборонные предприятия Омской области готовы в кратчайшие сроки удвоить объемы — об этом сообщил губернатор региона Виктор Назаров в одном из интервью. Областная администрация выходит с конкретными предложениями — заводы готовы наладить выпуск передовых образцов военной техники. Хотя омские предприятия и сегодня обеспечены работой на два года вперед. Военные заводы Красноярского края предпочли обойтись без цифр и названий, однако их представители рассказали, что заказы поступают постоянно, а техника систематически обновляется. 
Причем такие результаты едва ли можно связать с принятием программы господдержки промышленности: пережив 1990-е, когда цеха стояли пустыми, а специалисты месяцами не получали зарплаты и уходили из профессии, сибирские оборонные заводы вступили на путь развития — с тех пор дела идут только в гору.

Все к станку!
В отдельную подпрограмму выделено развитие станкоинструментальной промышленности (объем бюджетного финансирования 10 629 545 рублей). Основная задача здесь очевидна — необходимо сократить зависимость российской промышленности от поставок зарубежного оборудования. Сами разработчики Программы называют состояние критическим. Вероятнее всего, именно так следует характеризовать 90-процентную зависимость отрасли от импорта. 
За последние двадцать с небольшим лет производство станков в России снизилось в 7 раз: с 20 до 3 тысяч в год. 80% оборудования сегодня морально и физически изношены. По объемам производства мы занимаем 21 место в мире, и за безусловным лидеров — Китаем — в ближайшие годы не угнаться.
Пока Россия решала свои политико-перестроечные проблемы, в мировом станкостроении произошли существенные перемены. А сегодня отрасли мешают подняться «с колен» невыгодные кредитные условия. Хоть государство и объявляет различные программы, снижая процентную ставку до 17-18% годовых, с европейскими 1-2% нам все равно не тягаться. В результате предприятиям выгоднее покупать станки у зарубежных производителей.
Программы поддержки станкостроительной отрасли объявляются с 2007 года, однако глобальных перемен здесь пока не наблюдается. Дело, конечно, движется, но со скрипом. Чаще других о достижениях в этой области рапортуют уральские предприятия. 
Например, Пермский завод металлообрабатывающих центров (АО «СТП «ПЗМЦ») недавно представил новую модификацию своего прошлогоднего изобретения — токарного горизонтального обрабатывающего центра с числовым программным управлением «Протон Т500». В создании оборудования непосредственное участие принимало предприятие госкорпорации «Ростехнологии». Чиновники поспособствовали подготовке собственной производственной площадки АО «СТП «ПЗМЦ» в индустриальном парке «Осенцы». Предполагается, что это позволит развернуть производство до 280 единиц оборудования в год и приступить к освоению нового модельного ряда оборудования.
А станкостроительному заводу «ГРС Урал» в Екатеринбурге, созданному при поддержке правительства Сверд-ловской области, удалось снизить себестоимость горизонтальных расточно-фрезерных станков на 40% за счет того, что система управления, электроника и приводы стали выпускаться в России. Правда большая часть деталей продолжают оставаться чешскими, но в планах завода создание производства полного цикла: тогда из отечественных деталей и с применением российских технологий можно будет производить уже 70% станка.
Свой вклад в развитие отечественного станкостроения вносит «Уралвагонзавод». Недавно здесь прошла наладка новой машины плазменной резки «Комета». Упор сделали на отечественного производителя, так как аналогичное оборудование уже прошло проверку, находясь на балансе УВЗ с 2008 года. За годы эксплуатации практически не было отказов при напряженной работе в трехсменном режиме, и, что самое важное, оборудование производит детали высокого качества.
В 2020 году подобных оптимистичных примеров должно стать намного больше. Во всяком случае, зависимость от импорта должна сократиться на треть — до 60%. 

Редкоземельные перспективы 
В Программе нашли отражения и неутихающие в последнее время разговоры о редких и редкоземельных металлах — на развитие этой сферы добывающей промышленности планируется выделить 8 024 711 рублей. Планы в этой области грандиозные, так что едва ли обозначенных средств окажется достаточно на их реализацию. Однако впервые в истории Новой России развитие промышленности редкоземельных металлов было включено в госпрограмму. 
Практически все редкоземельные металлы Россия сегодня покупает у Китая. Потребность страны в этом сырье огромная — в Программе прописан объем 19 800 тонн в год. Но и запасов у нашей страны предостаточно. Ставка здесь делается именно на Сибирь: самые перспективные месторождения редкоземов — участок Буранный Томторского месторождения в Якутии, Катугинское месторождение в Забайкальском крае, Зашихинское в Иркутской области, Ермаковское в Бурятии, Белозиминское в Восточном Саяне, Чуктуконское в Красноярском крае и ряд других. 
Вопрос лишь в том, как «вытащить» эти «редкости» из земли. Все указанные месторождения — комплексные, содержание редкоземельных металлов крайне невелико. Руды нередко оказываются радиоактивными и залегают в сложных географо-экономических районах. Эффективных промышленных технологий глубокой переработки редкометалльного минерального сырья в России нет, оборудования, соответственно, тоже. Есть множество идей и разработок, но создание промышленной области практически с нуля однозначно потребует серьезных финансовых вложений. Пока же реализация редкометалльных амбиций России находится на уровне геологоразведочных работ.

Планы на «пятилетку»
Первый этап реализации госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» подходит к финалу, однако революционных изменений пока незаметно. Озвучены планы, идеи и результаты, к которым различные отрасли промышленности должны прийти к 2020 году, но реальные перемены к лучшему у российской индустрии, видимо, еще впереди. Что ж, за «пятилетку» нашей стране доводилось решать и более сложные задачи.

«Промышленные страницы Сибири» №6-7 (100) июнь-июль 2015 г.

Анна Кучумова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru