Сегодня четверг 25 апреля 2024 г. 02:25
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№98апрель 2015Промышленная площадка
Золотые задвижки
Цены на запорную арматуру за первый квартал 2015 года по некоторым позициям в России поднялись вдвое. Это стало яркой иллюстрацией зависимости большой части отечественных потребителей от импорта.

Текст: Наталья Демшина

До осени прошлого года основной поток запорной арматуры на российский рынок шел из Европы. Однако поставщики из Азии уверенно наращивали свое присутствие. Доля отечественного производства не превышала 50%.
Год назад, по данным НПАА, в России работало около 400 предприятий, выпускающих запорную арматуру на сумму около 1,7 миллиардов долларов. Почти половину объема продукции составляли стальные задвижки, около трети приходилось на стальные шаровые краны.

Сделано в России
Российские арматурные компании сегодня делятся на две основные группы. В первую входят предприятия, созданные в советское время, еще до «перестройки»: «Пензтяжпромарматура», «Энергомаш (Чехов) — ЧЗЭМ», «Алексинский завод тяжелой промышленной арматуры», «Благовещенский арматурный завод», «Курганский завод трубопроводной арматуры «ИКАР», «Машиностроительная корпорация «СПЛАВ» и другие. На большинстве из них действует производство полного технологического цикла: начиная с литья и кузницы, заканчивая финишной сборкой. Эти компании выпускают более 60% объема запорной арматуры в России.
Вторая группа отечественных производителей — заводы, появившиеся в 1990-х годах и позже: «Гусевский арматурный завод «ГУСАР», «Саратовский арматурный завод», «Челябинскспецгражданстрой», «Фобос» и другие. Эти компании, в основном, закупают комплектующие у других поставщиков, самостоятельно выполняя только финишные технологические операции: механическую обработку, сборку, испытания, нанесение  покрытий и так далее.

P align=justify>Текст: Наталья Демшина

До осени прошлого года основной поток запорной арматуры на российский рынок шел из Европы. Однако поставщики из Азии уверенно наращивали свое присутствие. Доля отечественного производства не превышала 50%.
Год назад, по данным НПАА, в России работало около 400 предприятий, выпускающих запорную арматуру на сумму около 1,7 миллиардов долларов. Почти половину объема продукции составляли стальные задвижки, около трети приходилось на стальные шаровые краны.

Сделано в России
Российские арматурные компании сегодня делятся на две основные группы. В первую входят предприятия, созданные в советское время, еще до «перестройки»: «Пензтяжпромарматура», «Энергомаш (Чехов) — ЧЗЭМ», «Алексинский завод тяжелой промышленной арматуры», «Благовещенский арматурный завод», «Курганский завод трубопроводной арматуры «ИКАР», «Машиностроительная корпорация «СПЛАВ» и другие. На большинстве из них действует производство полного технологического цикла: начиная с литья и кузницы, заканчивая финишной сборкой. Эти компании выпускают более 60% объема запорной арматуры в России.
Вторая группа отечественных производителей — заводы, появившиеся в 1990-х годах и позже: «Гусевский арматурный завод «ГУСАР», «Саратовский арматурный завод», «Челябинскспецгражданстрой», «Фобос» и другие. Эти компании, в основном, закупают комплектующие у других поставщиков, самостоятельно выполняя только финишные технологические операции: механическую обработку, сборку, испытания, нанесение  покрытий и так далее.

Арматурный пирог
До 2008 года львиную долю российского рынка, по словам экспертов, занимали отечественные производители вместе с компаниями из стран СНГ. Однако в 2009 году объемы производства в России резко снизились. Сокращение составило от тридцати до восьмидесяти процентов в разных сегментах. Освободившееся место частично заняли зарубежные поставщики. И, как уверяют специалисты, объем импорта в этой сфере впервые в новейшей истории страны      превысил внутреннее производство.
Уже тогда четко прослеживалась тенденция сегментирования рынка между российскими и иностранными производителями: ряд позиций запорной арматуры поступал в нашу страну из-за рубежа — в России их просто не делали. Так, в 2009 году 98% шаровых кранов из стали и нержавейки приходило из-за границы. Стальные задвижки диаметром 400 миллиметров и более тоже были только импортными.
И такая тенденция сохранялась все последующие годы. В 2013 году зарубежные поставки закрывали примерно половину потребностей отечественного рынка. По данным ежегодного отчета Научно-Промышленной Ассоциации Арматуростроителей (НПАА), в 2013 году трубопроводная арматура импортировалась в Россию из 73 стран. Российские заводы, со своей стороны, экспортировали оборудование в 92 страны. Почти половину объема поставляли соседям по СНГ. Примерно по 21% — в Европу и Азию.

Внутренняя конкуренция 
При этом наши предприятия работали с хорошей загрузкой — их производственные мощности были задействованы на 75-80%. Соответственно, импортная продукция, скорее, не соперничала с российской, а просто восполняла имеющийся дефицит собственного производства: и по объему, и по видам изделий, и по их качеству.
Впрочем, эксперты отмечают, что к 2013 году все ведущие предприятия российского арматуростроения провели большую работу по модернизации производства. И сегодня способны производить товар, соответствующий мировым стандартам качества.
Однако, по мнению некоторых специалистов, еще год-полтора назад российские арматурные заводы, вместо того, чтобы осваивать производство новых для себя типов арматуры, по сути, конкурировали между собой. И делали это с помощью расширения номенклатуры однотипной продукции. Естественно, это способствовало росту объемов поставок импорта.
По словам члена президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Максима Колесова, осенью 2014 года 80% запорной арматуры для систем водоснабжения и газоснабжения поставлялось в Россию из-за рубежа. Наши производители не могли покрыть все потребности рынка

Задвижки из Поднебесной
Сегодня российскую запорную арматуру называют компромиссным вариантом — между высококлассным, но очень дорогим оборудованием из Европы и не всегда надежными изделиями китайского производства.
Но разговоры о засилье китайской запорной арматуры на российском рынке, мягко говоря, преувеличены. По данным НПАА, на конец 2013 года основные объемы импорта (около 66%) обеспечивали европейские компании.
На долю азиатских, в том числе китайских и индийских производителей, приходилось около 24%. Логично предположить, что соотношение не сильно изменилось к осени 2014 года, когда рост курса доллара и евро ограничил возможности российских потребителей в плане приобретения оборудования из Европы. Хотя вряд ли это способствовало резкому увеличению доли закупок в Поднебесной: китайские заводы предпочитают делать расчеты в долларах.

Техническая эволюция 
Сейчас КНР относится к числу основных поставщиков России в этом сегменте. И это уже далеко не всегда дешевые изделия низкого качества. Китайская арматурная промышленность, по словам российских партнеров заводов из КНР, за последние несколько лет эволюционировала. Сегодня она способна выпускать продукцию, соответствующую мировым стандартам. И продавать ее в Россию по более низким ценам, чем предлагают отечественные компании. Это касается литья, прошедшего механическую обработку и шаров для шаровых кранов. По словам дилеров, в Поднебесной уже есть заводы, которые научились делать сложную специальную арматуру: электроприводную, сильфонную, криогенную. Однако все это не исключает наличия недобросовестных производителей, выпускающих некачественную запорную арматуру, часть которой попадает на российский рынок.

Все выше, и выше, и выше…
Санкции Евросоюза и рост курсов основных мировых валют, отмечают эксперты, уже в конце прошлого года выразился для российского потребителя запорной арматуры в дефиците оборудования некоторых видов и типоразмеров. И в повышении цен. До этого, на протяжении шести лет, в целом особых взлетов и падений цен почти не наблюдалось, за исключением некоторых позиций. Последний существенный подъем, а затем снижение, фиксировалось в конце 2011 — начале 2012 года.
Зато первый квартал 2015 года очень ярко продемонстрировал степень зависимости российского потребителя от импорта в этом сегменте. С начала января до конца марта почти вдвое выросла средняя цена на задвижки стальные, PN 2.5 Мпа — с 55 224 до 109 374 рублей. Задвижки стальные, PN 6.3 МПа стали дороже на 90% (125 215,2 против 235 000 рублей). Практически двойной рост показали клапаны запорные из углеродистой стали, РN 4.0 МПа: с 21 828 до 41 430 рублей. И клапаны обратные из углеродистой стали, РN 4.0 МПа — с 23 990 до 44 973 рублей.
Лидеры гонки цен — клапаны обратные из нержавеющей стали, PN 4.0 МПа, подорожавшие чуть ли не в три раза — с 144 068 до 500 250 рублей.
По другим позициям столь бурного роста цен не наблюдалось. Некоторые виды арматуры остались почти на прежнем уровне, например, задвижки чугунные, PN 1.0 МПа.

Реальные шансы?
У отечественных арматурных заводов в этой ситуации, конечно, есть шанс восполнить дефицит и предложить свою альтернативу подорожавшему импорту. Но для этого требуется время, и немалое: иностранные производители слишком далеко ушли вперед. Например, у нас тоже выпускают фланцевые адаптеры, но не всех размеры.
Эксперты полагают, что ждать резкого роста объемов производства запорной арматуры в России не стоит. Дело в том, что основными ее потребителями являются нефтяная и газовая промышленность, плюс энергетика: вместе они закупают около двух третей продукции. В основном — задвижки, шаровые краны и дисковые затворы. Импорт в этом сегменте составляет примерно половину. А поскольку в структуре себестоимости этих отраслей трубопроводная арматура занимает обычно не более 3%, то повышение цен на импортные изделия даже на 100% увеличивает общую цену конечного продукта примерно на 3%. Это слишком слабый аргумент для нефтяников, газовиков и энергетиков, чтобы менять свои проекты под арматуру российских марок. Если, конечно, цены на нефть и газ не упадут.
С точки зрения конкурентных преимуществ, у отечественного производителя пока больше шансов в строительстве и коммунальном хозяйстве, которые потребляют не больше 10% всей трубопроводной арматуры.


«Промышленные страницы Сибири» №4 (98) апрель 2015 г.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru