Сегодня четверг 2 мая 2024 г. 17:15
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№97март 2015Взгляд из будущего
Мусорный ветер
Накануне нового 2015 года Госдумой РФ был принят ФЗ-458, сформулировавший изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Его переработкой политики, представители бизнес-сообщества и экологи занимались несколько лет, поэтому новый закон зазывается долгожданным и многострадальным. Некоторые его положения вступили в силу с 1 января 2015 года, однако кардинальные изменения намечены на 2016 год. Отношение к ним, как водится, неоднозначное. О том, как изменится система утилизации и переработки отходов в свете законодательных новшеств, говорили участники одного из круглых столов Красноярского экономического форума.

Текст: Анна Кучумова

Напоминать о том, что проблема обращения с отходами в настоящий момент стоит на повестке дня, не приходится — сегодня этот вопрос не поднимает только ленивый. При этом утилизация отходов — это подход вчерашнего дня, сегодня мировое сообщество старается построить систему так, чтобы отходы превратились в сырье, и их переработка преобладала над захоронением. И, хотя в новом законе (в нынешней его редакции) упор делается на твердые коммунальные (бытовые) отходы, главным «проблемным» местом являются отходы промышленные. Коммунальные отходы — это даже не полбеды, это всего 2% российских «мусорных» бед, остальные 98% представлены отходами промышленных предприятий. Основными «поставщиками» являются угольная отрасль (55%), цветная (17%) и черная металлургия (18%). Для Сибирского ФО проблема стоит особенно остро, ведь именно на наш регион приходится наибольший объем образования отходов потребления и производства — порядка 62% от общероссийских показателей.
За решение вопросов экологической политики российские власти всерьез взялись в 2011 году. Тогда по поручению президента РФ все регионы отчитались о создании Программ обращения с отходами. Тогда же было решено сделать основное финансирование этих Программ внебюджетным — за счет средств инвесторов. В следующем году началось планирование экологического будущего страны: Владимир Путин утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации в период до 2030 года». С 1 августа 2014 года законодательно введен Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), который ограничил использование в качестве полигонов площадок, не прошедших освидетельствование. На протяжении всего этого времени представители всех отраслей, причастных к обозначенной проблеме, разрабатывали поправки к ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», которые и стали «головной болью» региональных властей.

Мало времени
ФЗ-458 затронул, в основном, органы местного самоуправления. Именно на их с 1 января 2016 года будет возложена ответственность по транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, тогда как ранее эти обязанности выполняли муниципалитеты. Разумеется, представители регионального уровня власти не в восторге от перераспределения полномочий, тем более что времени на построение сложной многоуровневой системы обращения с отходами остается в обрез. Представители Законодательного собрания края говорят о том, что для полноценной реализации нового закона потребуется более 30 дополнительных подзаконодательных актов. За оставшиеся 10 месяцев они однозначно не будут приняты, поэтому для органов местного самоуправления необходим переходный период — 2-3 года.
«Серьезные полномочия переходят от муницапалитетов к субъектам федерации, которые  1 января 2016 года останутся один на один с валом обязанностей, которые нужно реализовывать целой системой мероприятий. И вопрос здесь не в необходимости увеличения численности госслужащих — напротив, мы стараемся сократить их количество. Однако определенные полномочия должны быть возвращены муниципалитетам. Если говорить о Сибирском ФО, то мы, в первую очередь, столкнемся с проблемой больших расстояний: нельзя вести хозяйский учет из Красноярска для Ермаковского района, Эвенкии и других территорий, расстояние до которых от краевого центра исчисляется сотнями километров», — отметил заместитель министра природных ресурсов и экологии Красноярского края Сергей Шахматов.
Кроме того, субъекты федерации сегодня столкнулись с проблемой массовой ревизии предприятий и проверок лицензионных соглашений, без которых невозможно построение эффективной системы. На эти мероприятия властям также потребуется время. По словам Сергея Шахматова, сегодня проблему создают даже не предприятия-переработчики, а транспортные компании, для которых вопрос собственного заработка стоит выше любых экологических установок. Во многих случаях перевозчики даже не пытаются доставить отходы к месту захоронения или переработки, а попросту вываливают их «за углом», что и порождает массу несанкционированных свалок.
Все эти нюансы субъекты федерации должны решать в условиях цейтнота, успевая реагировать на изменения поднормативных актов федерального и регионального уровня. Поэтому основное требование представителей власти — предоставить им чуть больше времени.

P align=justify>Текст: Анна Кучумова

Напоминать о том, что проблема обращения с отходами в настоящий момент стоит на повестке дня, не приходится — сегодня этот вопрос не поднимает только ленивый. При этом утилизация отходов — это подход вчерашнего дня, сегодня мировое сообщество старается построить систему так, чтобы отходы превратились в сырье, и их переработка преобладала над захоронением. И, хотя в новом законе (в нынешней его редакции) упор делается на твердые коммунальные (бытовые) отходы, главным «проблемным» местом являются отходы промышленные. Коммунальные отходы — это даже не полбеды, это всего 2% российских «мусорных» бед, остальные 98% представлены отходами промышленных предприятий. Основными «поставщиками» являются угольная отрасль (55%), цветная (17%) и черная металлургия (18%). Для Сибирского ФО проблема стоит особенно остро, ведь именно на наш регион приходится наибольший объем образования отходов потребления и производства — порядка 62% от общероссийских показателей.
За решение вопросов экологической политики российские власти всерьез взялись в 2011 году. Тогда по поручению президента РФ все регионы отчитались о создании Программ обращения с отходами. Тогда же было решено сделать основное финансирование этих Программ внебюджетным — за счет средств инвесторов. В следующем году началось планирование экологического будущего страны: Владимир Путин утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации в период до 2030 года». С 1 августа 2014 года законодательно введен Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), который ограничил использование в качестве полигонов площадок, не прошедших освидетельствование. На протяжении всего этого времени представители всех отраслей, причастных к обозначенной проблеме, разрабатывали поправки к ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», которые и стали «головной болью» региональных властей.

Мало времени
ФЗ-458 затронул, в основном, органы местного самоуправления. Именно на их с 1 января 2016 года будет возложена ответственность по транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, тогда как ранее эти обязанности выполняли муниципалитеты. Разумеется, представители регионального уровня власти не в восторге от перераспределения полномочий, тем более что времени на построение сложной многоуровневой системы обращения с отходами остается в обрез. Представители Законодательного собрания края говорят о том, что для полноценной реализации нового закона потребуется более 30 дополнительных подзаконодательных актов. За оставшиеся 10 месяцев они однозначно не будут приняты, поэтому для органов местного самоуправления необходим переходный период — 2-3 года.
«Серьезные полномочия переходят от муницапалитетов к субъектам федерации, которые  1 января 2016 года останутся один на один с валом обязанностей, которые нужно реализовывать целой системой мероприятий. И вопрос здесь не в необходимости увеличения численности госслужащих — напротив, мы стараемся сократить их количество. Однако определенные полномочия должны быть возвращены муниципалитетам. Если говорить о Сибирском ФО, то мы, в первую очередь, столкнемся с проблемой больших расстояний: нельзя вести хозяйский учет из Красноярска для Ермаковского района, Эвенкии и других территорий, расстояние до которых от краевого центра исчисляется сотнями километров», — отметил заместитель министра природных ресурсов и экологии Красноярского края Сергей Шахматов.
Кроме того, субъекты федерации сегодня столкнулись с проблемой массовой ревизии предприятий и проверок лицензионных соглашений, без которых невозможно построение эффективной системы. На эти мероприятия властям также потребуется время. По словам Сергея Шахматова, сегодня проблему создают даже не предприятия-переработчики, а транспортные компании, для которых вопрос собственного заработка стоит выше любых экологических установок. Во многих случаях перевозчики даже не пытаются доставить отходы к месту захоронения или переработки, а попросту вываливают их «за углом», что и порождает массу несанкционированных свалок.
Все эти нюансы субъекты федерации должны решать в условиях цейтнота, успевая реагировать на изменения поднормативных актов федерального и регионального уровня. Поэтому основное требование представителей власти — предоставить им чуть больше времени.

                  

Взгляд со стороны
Присутствующий на заседании круглого стола Массиммо Маркини — представитель итальянской компании «Duna Corradini SPA» — отметил, что в процессе обсуждения проблемы, столь актуальной для Красноярского края и России в целом, он помолодел на 30 лет — приблизительно тогда аналогичные дискуссии велись в Европе. Сегодня же западные коллеги считают проблему исчерпанной для своих земель и готовы нести просвещение в массы, то есть делиться опытом с российскими политиками и бизнесменами. Однако и в нашей стране есть специалисты, которые считают проблему обращения с отходами решаемой, а выставленные Госдумой сроки — реальными. Координатор проекта ЮНИДО по утилизации потенциально опасных и промышленных отходов Владимир Марьев поделился заключениями, к которым пришли специалисты из Центрального ФО в процессе обсуждения проблемы обращения с отходами.
По его словам, нет ничего страшного в сроках, установленных законотворцами — для Центрального ФО уже существует вполне жизнеспособная схема. Ее разработчиками стали члены совета по процессу обращения с отходами, который был создан в 2010 году.
Свою работу они начали с того, что сформировали реальную карту объектов размещения отходов. Оказалось, что таких площадок в Центральном ФО 1075, в то время как ГРОРО занесено лишь 300. В Сибирском ФО ситуация наверняка окажется еще более плачевной: реальное количество полигонов сегодня неизвестно, но учитывая большую территориальную разносность населенных пунктов и промышленных объектов можно предположить, что каждый из них вынужден создавать свои полигоны.
Следующим шагом рабочей группы из центра стала разработка системы предприятий, на которые должны поступать рассортированные отходы для их дальнейшей переработки. По данным Владимира Марьева, 1075 свалок могут превратиться в 8 коммунально-промышленных территорий.  Они будут иметь достаточно большую площадь — 50-70 га, на которых поместятся все необходимые сортировочные и перерабатывающие предприятия. Причем такие площадки необязательно строить в местах отдаленных и безлюдных: сегодня аналогичная система работает в Японии, и жители близлежащих территорий не испытывают проблем со здоровьем.
Система получилась исключительно презентабельной, хотя в настоящий момент она существует только на бумаге. Конечно же, ее реализация возможна лишь при  разработке грамотной логистики, однако, по словам специалистов, это решаемый вопрос. Коллеги из Центрального ФО также предложили свою помощь озадаченным сибирским властям, поэтому не исключено, что аналогичный проект скоро появится и в нашем регионе.

Назад в будущее
К сожалению, даже многоумная система, разработанная в Центральном ФО, не является полноценным решением «мусорной» проблемы. Участники круглого стола не раз добрым словом вспомнили Советский Союз, где процесс обращения с отходами был настоящей системой. Утилизации отходов в СССР уделялось большое внимание: 4 главка отвечали за сбор вторсырья в населенных пунктах и на предприятиях, был налажен жесткий учет драгметаллов, применяющихся в электронике, а пионеры привлекались к сбору металлолома и макулатуры. В итоге удавалось переработать 59% бумажной продукции, 51% текстильных отходов, 31% изношенных шин. Сегодня средние показатели по всем пунктам колеблются в районе отметки 10%. По мнению Владимира Марьева, советская система, при соответствующих доработках, вполне может быть применена к сегодняшним реалиям. В этом случае, никакие помощь и поддержка со стороны Европы России не понадобятся.
Аналитики считают, что секрет советского успеха — согласованное руководство сверху. Без административного вмешательства вся выстроенная современными специалистами система попросту рушится, поэтому тот факт, что ответственность за управление отходами сегодня переложена на плечи местного самоуправления, можно считать добрым знаком.
В нынешних условиях создание коммунально-промышленных территорий — это только первый шаг. В настоящий момент предприятия, занимающися сбором и переработкой отходов,  предоставлены сами себе: они самостоятельно собирают вторичный ресурс, самостоятельно его перерабатывают и самостоятельно же реализуют готовую продукцию. Организовать такую сложную схему без административного вмешательства обычно очень сложно.
Ярким примером может послужить процесс переработки шин. Складировать отслужившие свой век покрышки в местах захоронения отходов — неэкологично и небезопасной. Вследствие высокой стойкости к свету, кислороду, микробиологическим воздействиям они не разлагаются более 150 лет,  не говоря уже о риске возникновения пожара. А между тем, шины — это ценное вторичное сырье. После «реинкарнации» они могут превратиться в  цветные маты, использоваться на устройстве тротуаров и пешеходных дорожек, спортивных площадок и бассейнов, производственных и складских помещений, остановок общественного транспорта. Если же добавить шинную крошку в асфальт, то покрытие станет более эластичным и долговечным. Предприятия по переработке шинного сырья в России, конечно, существуют, но весь процесс отдан в руки малому бизнесу, то есть системности в нем нет. В результате из 1 млн т использованных шин, которые образуются в России ежегодно, перерабатывается лишь 100 тысяч тонн.
Именно поэтому система управления отходами должна выстраиваться «сверху». Более того, для полноценного функционирования должно быть налажено межрегиональное взаимодействие.
«При разработке системы предприятий по утилизации отходов в Центрально ФО сразу две области заявили о своей готовности создания предприятий по переработке старых автомобильных покрышек. Причем мощность обоих предприятий была обозначена в 70 тысяч тонн. У меня сразу возник вопрос: а где они возьмут столько шин, если во всей России перерабатывается всего 100 тысяч тонн этого сырья? Для дальнейшего развития должна быть организована система их сбора, которой пока нет. А межу тем, руководство области закладывает строительство заводов в программы. Заводы даже будут построены, только вот зачем? Для «галочки», чтобы отчитаться?» — рассуждает Владимир Марьев.

Кто за главного
Сегодня перед Сибирского ФО стоит серьезная задача, решения которой от них ждут уже в ближайшее время. Есть реальная проблема (3,5 млн т отходов образуются в нашем регионе ежегодно), сроки, в которые ее нужно решить и даже готовые схемы, основанные на опыте соседних регионов. В Красноярске есть и организация, от которой общественность ждет предложений относительно механизмов решения «мусорных» проблем. В 2013 году было создано некоммерческое партнерство Красноярская ассоциация рециклинга. В нее вошли представители организаций, работающих в сфере обращения с отходами производства и потребления, представители научного сообщества, а также законодательных и исполнительных органов власти согласно профилю работы. По всей вероятности, именно им и предстоит предложить свои коррективы в существующие формулировки ФЗ №458 и варианты решения обозначенной проблемы. Вряд ли к январю 2016 года в Сибири появятся новые предприятия по переработке отходов, однако к этому времени, вероятно, должны быть сформулированы конкретные планы и предложения — по аналогии с работами коллег из Центрально ФО.
Есть, конечно, и менее оптимистичный вариант развития событий. Представителям местного самоуправления все-таки удастся доказать, что предложенная система подразумевает гипертрофированное государственное регулирования, полномочия по управлению отходами будут возвращены муниципалитетам и все останется на своих местах.


«Промышленные страницы Сибири» №3 (97) март 2015 г.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru