Сегодня четверг 2 мая 2024 г. 08:44
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№97март 2015Промышленная площадка
Гвоздь шатается
Производство крепежных изделий традиционно считается одной из активно развивающихся отраслей отечественной промышленности. Крепежная продукция относится к товарам повышенного повседневного спроса: без этих маленьких элементов не обходится ни строительство, ни машиностроение, ни монтажные и ремонтные работы. Однако в такой тесной взаимосвязи есть и свои очевидные «минусы»: проблемы строителей и машиностроителей немедленно становятся проблемами крепежников. Кризисные явления сегодня добрались и до них: по итогам 2014 года объемы производства крепежа сократились на 3%.

Текст: Анна Кучумова

P align=justify>Текст: Анна Кучумова

         

Едва ли можно говорить о том, что трудности, с которыми сталкиваются производители крепежа, появились лишь недавно — в кризисный для российской экономики период. Негативная динамика, зафиксированная в конце прошлого года, является результатом целого комплекса «застарелых болезней».
«Во времена Советского Союза производством крепежной продукции занимались и предприятия-гиганты (Минавтопром, Минавиапром, Минмет, Минстанкопром), и организации, для которых крепежное производство было неосновным — даже у мебельщиков были свои заводы нормалей. В кризис 90-х крепежная подотрасль вошла разрозненной, с морально устаревшим оборудованием», — рассказывает генеральный директор ассоциации «Промметиз» Борис Яранцев (г. Москва).
Проблема отсутствия качественного инструмента до сих пор на повестке дня. Основу парка оборудования российских предприятий составляют станки 50-60-х годов. Лишь около 35% российских метизов производятся на новом или реставрированном оборудовании. Износ основных фондов превышает 60%, а оборудования — 75%. Для того чтобы перенастроить отечественные станки на выпуск востребованных сегодня товаров, требуются большие временные и материальные затраты. В результате предприятия не могут расширить линейку товаров, а часть производимой российскими заводами продукции сегодня оказывается не у дел.
«Рынок некоторых крепежных элементов, например, строительных гвоздей, в настоящий момент стагнирует. Это связано с тенденциями использования более современных и технологичных крепежных изделий (саморезов, клеев и т. п.) и новых технологий, исключающих использование гвоздя», — говорит начальник отдела продаж метизной продукции   «НЛМК-Сорт» Андрей Крылов (г. Екатеринбург).
Как известно, свято место пусто не бывает, и в спину российским производителям дышат зарубежные. На отечественном рынке, кроме собственной продукции, в основном, присутствуют изделия из Китая, Тайваня и Украины, доля остальных стран незначительна. По оценке аналитиков ассоциации «Промметиз», доля импортного крепежа составляет около 10%. Специалисты «НЛМК-Сорт» считают, что в сегменте саморезов, где присутствует продукция компании, изделия из стран Юго-Восточной Азии занимают от 70 до 90% рынка. Эксперты сходятся во мнении о том, что китайские производители традиционно предлагают цены ниже рыночных, что, естественно, сказывается на их популярности.
«Широкое присутствие на рынке азиатских производителей, предлагающих продукцию с низкой стоимостью, даже с учетом транспортной составляющей до склада конечного потребителя, является основным фактором, сдерживающим развитие российского производства», — считает Андрей Крылов.
Кстати, миф о том, что китайская продукция является низкосортной, не имеет под собой оснований: дистрибьюторские организации утверждают, что здешняя продукция не уступает по качеству европейской. А низкая стоимость китайских товаров объясняется не только здешней дешевой рабочей силой. Основная причина — технологичность азиатского производства. Кроме того, крепежники из Поднебесной не закладывают в стоимость своей продукции такую высокую наценку, как наши. Китайскую продукцию также отличает многообразие постоянно расширяемого современного ассортимента, поэтому мировые эксперты прогнозируют дальнейшее развитие здешней крепежной отрасли.
Отсутствие программ государственной поддержки можно считать еще одной серьезной преградой на пути успешного развития российской крепежной отрасли. Участники рынка уверены, что увеличение объемов реализации продукции российских производителей будет возможно только при осуществлении крупных инвестиционных проектов и государственных программ. Например, недавнее олимпийское строительство в Сочи дало мощный толчок развитию производства — огромное количество заказов поступало именно оттуда. Но, по словам Бориса Яранцева, сегодня производители крепежных элементов не ощущают государственной поддержки, хотя и нуждаются в ней: «Для адаптации крепежной подотрасли к современным требованиям необходимо защитить рынок от демпинга со стороны Китая и Украины, и интервенции импорта продукции низкого качества».
«В настоящий момент государственная поддержка отечественных производителей крепежных изделий не осуществляется, — соглашается Андрей Крылов. — Пошлина на крепёжные изделия, которая была введена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2011 года № 68 на три года, не была пролонгирована. Правило распространяется на такую продукцию, как болты из черных металлов (с шестигранной или полукруглой головкой), с номинальным наружным диаметром резьбы от 6 до 30 мм, шестигранные гайки диаметра резьбы от 5 до 30 мм включительно, пружинные одновитковых шайб диаметра 6-42 мм. Исключение составляют болты и гайки с дополнительными элементами (пазы, проточки, прорези, отверстия, насечки, выступы), а также с фланцем, буртом и др. Пошлина не распространяется на изделия из Белоруссии и из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, за исключением Китайской Народной Республики».
Более того, существующая налоговая система делает развитие отрасли невыгодным.
«Действующая система налогообложения построена так, что, чем более глубокого предела изготавливается товар, чем активнее в его производстве используется высококвалифицированный умственный и физический труд, тем больше сумма налогов на 1 рубль выпускаемой продукции», — комментирует Борис Яранцев.

Даешь крепеж!
Как бы то ни было, ряд российских производителей продолжают активную работу даже в не слишком благоприятных для отрасли условиях, сложившихся на сегодняшний день. Продукция отечественных заводов используется не только на российских предприятиях – часть ее идет на экспорт.  География, нужно заметить, довольно обширная: страны СНГ (основной потребитель), а также Бельгия, Германия, Греция, Испания, Италия, Польша, Португалия, Словакия, Франция и др. Правда объемы экспорта незначительны по сравнению с импортом (около 4-4,5%), да и зарабатывают предприятия на этом немного – мешает все та же небольшая линейка товаров, многие из которых сегодня не являются востребованными. Лидерство по объему экспортируемой продукции сохраняют «НЛМК-Сорт», «Северсталь-метиз» и «ММК-Метиз».
«Доля экспорта незначительная и не изменяется за последние периоды. Конкретно наше предприятие поставляет свою продукцию в 18 стран мира. Из всего нашего сортамента (885 типоразмеров и видов метизов) мы не экспортируем только винты самонарезающие из-за высокого уровня потребности внутри РФ. Гвозди в экспортных направлениях в основном поставляются в страны СНГ (кроме Украины)», - говорит Андрей Крылов.

Главные роли
В наследство от Советского Союза современным крепежным производителям достались не только станки, но и система распределения игроков. Отечественная крепежная промышленность сегодня представлена, в основном, крупными заводами. Закономерно, что большая часть из них расположена на территории Большого Урала — этому способствуют геолого-географические особенности. Основными производителями крепежа сегодня являются завод «ММК-Метиз» («дочка» Магнитогорского меткомбината в Челябинской области), «НЛМК-Сорт», предприятия группы «Мечел», «Северсталь-Метиз», завод «ЕВРАЗ ЗСМК», Бебелевский завод «Автонормаль». Лидирующие позиции по объемам инвестиций удерживает «Северсталь-Метиз», по объемам реализации продукции впереди оказались «ММК-Метиз», «Северсталь-Метиз» и «Автонормаль». На сегодняшний день вообще существует тенденция объединения крупнейших предприятий-производителей в холдинговые компании (например, группа «Мечел» объединяет более 20 промышленных предприятий). Гиганты, имеющие высокопроизводительное оборудование, ориентированное на массовый выпуск стандартной продукции, занимают 86% производства крепёжных изделий, так что мелким и средним предприятиям просто не остается места.
Эта модель совершенно не соответствует мировой практике: на Тайване доля малых и средних предприятий в выпуске крепежа составляет около 80%, в Европе — около 60%, а в США — около 70%.  При этом «распределение обязанностей» между предприятиями в России и других странах однотипное: крупные производители отвечают за выпуск массовых видов продукции, а малые и средние — за выпуск большого ассортимента продукции, ориентированной на быстрые изменения рыночного спроса.
Между тем, в настоящий момент, когда крепежная отрасль переживает спад производства, именно небольшие производители демонстрируют положительную динамику. По освоению новых видов крепежа и антикоррозионных покрытий в лидеры выбились «ЧМЗ-Картер» и группа компаний «Параллель». Они смогли подстроиться под запросы потребителей, выпустив оригинальные виды крепежных изделий.

Что дальше
Участники рынка опасаются делать прогнозы на будущее, однако похоже, что основной стратегической задачей для производителей крепежа будет сохранение существующих позиций. Это означает, что цены на отечественную крепежную продукцию в ближайшее время не будут расти. Впрочем, снижения тоже ждать не приходится – многие предприятия уже сегодня работают на максимально низком уровне маржи.
«На текущий момент сложно делать какие-либо прогнозы из-за высокой волатильности экономики РФ и ситуации с ликвидностью товаров», — говорит Андрей Крылов.
«Сегодня, когда производители планируют работу только на ближайший месяц, когда из 2,3 трлн руб., которые государство планировало выделить на поддержку промышленности, выделяется только 20 млрд руб., когда более 50% продукции машиностроения является импортной, делать прогнозы на будущее практически нереально», — заключает Борис Яранцев.


«Промышленные страницы Сибири» №3 (97) март 2015 г.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru