№22июнь 2008Транспорт, спецтехника
|
Спецтехника: Япония или Китай? |
epps.ru / Архив номеров / №22 июнь 2008 / Спецтехника: Япония или Китай? |
|
О том, что рынок техники в целом в Сибири оказался наполнен по большей части продукцией из стран Юго-восточной Азии, думаю, лишний раз говорить не приходится. Достаточно обратить внимание на то, какие автомобили чаще встречаются на дорогах сибирских и дальневосточных городов. Однако подобным образом ситуация складывается и на рынке дорожно-строительной техники. Почему же сибирские строительные компании, как крупные, так и мелкие, предпочитают приобретать технику из Японии, Китая, Кореи?
Начнем с анализа китайской строительной техники, которую предпочитают покупать небольшие строительные кампании и уже можно говорить об очень высокой насыщенности этого рынка. Китайцы работают по образцам американским, европейским и японским, своего практически ничего не строится. Может быть, в сравнении с указанными странами продукция Китая идет с некоторыми относительными недоработками — где-то двигатели попроще, где-то металл похуже и т.д. Тем не менее, случаи серьезных претензий клиентов к поставщикам, можно сказать, единичны. Покупаются грейдера, фронтальные погрузчики, асфальтоукладчики, небольшие бульдозеры, и работают они практически без сбоев, а если и случаются поломки, то они не превышают объемов обычной слесарной работы. Однако на российском рынке есть вероятность в погоне за дешевизной приобрести продукцию слабых производителей. В связи с этим оптимальнее всего ориентироваться на баланс соотношения цены и качества, и если идти по этому пути, то в принципе нет проблем гарантированно отработать вложенные средства. Отметим такой немаловажный факт. Китайская Народная Республика является четвертым по емкости рынком строительных машин в мире (15,9 млрд USD в 2004 г.) после США (28 млрд USD), ЕС (23 млрд USD) и Японии (18 млрд USD). В 2002-2003 гг. этот рынок развивался чрезвычайно высокими темпами (более 30% ежегодно), но принятые в апреле 2004 г. китайским правительством меры по «охлаждению» экономики (в частности, ужесточение кредитно-финансовой политики) обусловили снижение темпов роста спроса на данное оборудование до 10% в 2004 г. и 13% в 2005 г. Вопреки распространенному заблуждению высокий спрос на сделанные в Китае строительные машины и оборудование определяется не их низкой ценой, которая, если сравнивать ее, к примеру, с европейскими образцами, ниже на 10-20%, а постепенно растущим качеством, предопределяемым объективными предпосылками. Для страны, вынужденной тратить огромные средства на закупку важнейших природных ресурсов, было бы непозволительной роскошью оставаться еще и крупным импортером оборудования, поэтому в Китае всячески стимулируется развитие собственного машиностроения. Как известно, количество рано или поздно неизбежно переходит в качество. Тем более что, даже работая на внутренний рынок, китайские производители вынуждены постоянно конкурировать с внутренними производителями и множеством филиалов западных компаний, что также стимулирует рост качества, в том числе и продукции, идущей на экспорт. Япония, как страна производитель, остается среди азиатских стран «на передовой» в смысле отношения к ней как гаранту самой качественной строительной техники. Здесь, безусловно, свою роль играет и тот факт, что сибиряки, «оседлав» японские автомобили, причем чаще всего не новые, не имеют особых проблем с эксплуатацией. В связи с этим вырабатывается определенное отношение, менталитет к японской технике в целом. И крупные строительные компании предпочитают приобретать технику именно из Японии, так как в погоне за качеством и гарантированной работоспособности продукции могут себе позволить не слишком уж стоять за ценой. Если брать разницу в цене между японской и китайской строительной техникой, то на одни и те же единицы ценовой разрыв (в пользу, естественно, Японии) довольно велик. Если взять в качестве примера погрузчики, то разница составляет от 30% до 120%. В отношении тяжелой техники можно говорить о разнице в 40%, что также весьма существенно, потому что ценовая разница, скажем, на большой бульдозер может достигать 10 миллионов рублей. Такая разница в цене определяется все же по большей части не менталитетом, а законами рынка. Здесь для примера обратимся к показателям на большом производстве, где техника должна соответствовать коэффициенту технической готовности. На таком производстве экскаватор должен работать, скажем, 300 дней в году, и из этого времени он не может простаивать больше 8% времени. У крупных строительных компаний все-таки есть в настоящее время опасение, что китайская техника не соответствует такому режиму, поэтому рынок крупной техники в Сибири пока прочно держат японцы. А вот на проходящем в настоящее время строительстве дороги под Иркутском практически полностью «трудится» техника из Китая, что лишний раз подтверждает факт завоевания ею своей собственной базы в сибирском регионе.Константин Литвинов.
|
|
|