Сегодня суббота 4 мая 2024 г. 11:29
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№92сентябрь 2014Сектор "Интересно"
Сделано в СССР, забыто в России
В свете последних геополитических событий и в информационной истерии об импортозамещении хотелось бы обратить взор читателя назад, на пару десятков лет. В прошлом осталось все то, что делало страну не зависимой от импортной продукции, а именно, ряд высокотехнологичных предприятий, выпускавших львиную долю продукции на рынки СССР и постсоветского пространства. Вернется ли все на круги своя, и ряд предприятий подвергнется экстренной модернизации? Или же по опыту прошлых лет найдем поставщика «из-за бугра», который будет более лоялен к обстановке на Украине и тренду сезона на санкции? Предлагаем вашему вниманию «скорбный список».

Материал подготовил: Антон Полевой
При подготовке материала, за исключением цитируемых источников, использовались официальные сайты перечисленных предприятий, подкрепленные выдержками из открытых электронных энциклопедий.

ЗАВОД «КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ» (1857–2010)
Московский станкостроительный завод «Красный пролетарий» им. А.И. Ефремова был одним из старейших ведущих предприятий по изготовлению станков в СССР. Этот завод сыграл огромную роль в развитии отрасли станкостроения СССР. Предприятие специализировалось на выпуске токарно-винторезных и других специальных станков.
Для справки: В целом,  производство металлорежущих станков в России составляет примерно 2-3 процента от уровня 1990 года (около 3,6 тыс. штук против 76 тыс. штук в 1990 году).

АЗЛК (1930–2010)
Все помнят легендарный Москвич «41-й», как его обычно называли мужики во дворе? Эта легенда некогда являлась продуктом АЗЛК — ныне не существующего предприятия, гордо носившего звание московского автомобилестроительного завода. На потоке стояли марки автомобилей «КИМ» и «МОСКВИЧ», а количество трудящихся в самые удачные годы доходило до 25 000 человек. Как вам уже известно, процедура банкротства завода была завершена в сентябре 2010 года.

P align=justify>Материал подготовил: Антон Полевой
При подготовке материала, за исключением цитируемых источников, использовались официальные сайты перечисленных предприятий, подкрепленные выдержками из открытых электронных энциклопедий.

ЗАВОД «КРАСНЫЙ ПРОЛЕТАРИЙ» (1857–2010)
Московский станкостроительный завод «Красный пролетарий» им. А.И. Ефремова был одним из старейших ведущих предприятий по изготовлению станков в СССР. Этот завод сыграл огромную роль в развитии отрасли станкостроения СССР. Предприятие специализировалось на выпуске токарно-винторезных и других специальных станков.
Для справки: В целом,  производство металлорежущих станков в России составляет примерно 2-3 процента от уровня 1990 года (около 3,6 тыс. штук против 76 тыс. штук в 1990 году).

АЗЛК (1930–2010)
Все помнят легендарный Москвич «41-й», как его обычно называли мужики во дворе? Эта легенда некогда являлась продуктом АЗЛК — ныне не существующего предприятия, гордо носившего звание московского автомобилестроительного завода. На потоке стояли марки автомобилей «КИМ» и «МОСКВИЧ», а количество трудящихся в самые удачные годы доходило до 25 000 человек. Как вам уже известно, процедура банкротства завода была завершена в сентябре 2010 года.

Также наш список продолжат:

ИЖЕВСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД (1928–2009)

ИРБИТСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД (1941)
По некоторым опубликованным данным, сейчас на Ирбитском заводе трудится около 155 человек. Не густо для такого предприятия, скажу я вам.

Для справки:  В настоящее время производство мотоциклов в России практически прекращено, за счет энтузиазма отдельных производственных единиц выпускается около 2-3 тысяч мотоциклов в год (в РСФСР выпускалось до 800 тысяч штук в год).

ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКСКАВАТОРНЫЙ ЗАВОД
Производство экскаваторов в России сейчас составляет несколько процентов от уровня 1990 года (2 тыс. штук против 25 тыс. в 1990 году).

Резюмируя  вышеперечисленные предприятия, можно выделить три основные группы, которые ушли «на покой»: мотоциклы, металлорежущие станки и экскаваторы.

ОАО «СЧЕТМАШ» (1948–2009)
Банкротом в 2009 году себя признало крупнейшее предприятие ЦАО — завод «СЧЕТМАШ» (г. Курск). Собственно, это и не удивительно, так как примерно в то же время стал «проседать» и «АвтоВАЗ», для которого «СЧЕТМАШ» выпускал автоэлектронику.

ПАВЛОВСКИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД (1820–2011)
Зимой 2011 года ПИЗ поставил точку в истории с банкротством, которая тянулась аж с 2004 года. Точка оказалась печальной и безжалостной для той массы трудящихся, которые ежедневно горели мыслью перевыполнить план для великой и могучей страны.

В целом производство станкостроительной отрасли в России составляет около 2-3% от уровня 1990 года.

АЛТАЙСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД (г. Рубцовск, 1942–2010)
По мнению «заставших» СССР, данный завод был одним из крупных в сегменте машиностроения в восточной части страны. В интересах же государства чтобы этот завод возродился, так как именно он станет надежной опорой для планов модернизации сельского хозяйства. Без трактора я не видел еще ни одного колхоза или фермера. Именно тракторы являются важнейшим звеном в цепи производства сельскохозяйственной продукции.

Для справки:  Производство тракторов в России на данный момент если и не уничтожено полностью, то упало в десятки раз. В 2009–2010 гг. в среднем выпускалось около 3-4 тысяч тракторов в год. В советское время выпуск тракторов всех видов в России приближался к 230 тысячам единиц в год. С 1992 года завод преобразован в открытое акционерное общество «Алтайский трактор». Сейчас с конвейера сходят трелевочные тракторы ТТ-4М в различных модификациях и сельскохозяйственные тракторы Т-402.01. А в цехах ОАО «Алтайский трактор» конструкторы готовят к постановке на производство новые гусеничные тракторы четвертого, пятого и шестого тягового класса: Т-402, Т-5.01 и А-600.

ЛИПЕЦКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД (1943–2009)
По найденным мною данным, стало известно, что не все потеряно для завода. На территории ЛТЗ довольно успешно ведут свою деятельность пара-тройка мелких частных производств. Например, кузнечное.
Ирония, да и только.

СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «АВАНГАРД» (г. Петрозаводск, 1939–2010)
Ах, «Авангард»… Ведь именно в честь него в Петрозаводске в свое время назывались самые именитые кафе и рестораны, гостиницы и оздоровительные комплексы. История этого города немыслима без данного предприятия, а промышленность России без его продукции. Сегодня уже можно констатировать факт, что знаменитого завода, известного не только в Карелии, но и за ее пределами, входящего в список стратегических предприятий России, практически не существует. В 2010 году завод признан банкротом, здания распроданы за долги.

ОАО «ХК ДАЛЬЗАВОД» (г. Владивосток, 1895–2009)
ОАО «ХК Дальзавод» — крупнейшее судоремонтное предприятие Дальнего Востока.
Закономерность ли, что быстрее всех банкротятся именно предприятия стратегического значения?
Судя по последним датам в скобках, можно увидеть, что гибель предприятий приходится не на лихие 90-е, а на нулевые годы этого столетия. Разве это модернизация, когда взамен таким гигантам приходит зависимость от нефти и газа? Может, не зря заварилась вся эта каша с санкциями против России и кризис на Украине, когда руководящему страной органу наглядно показаны самые слабые стороны экономики страны? Может, Америка и поддерживающие их страны оказывают нам неоценимую услугу, заставляя в критических условиях и в сжатые сроки наращивать свое производство? И слава Богу, что не война принудила к этому, а лишь единичные ограничения на ряд секторов экономики. Случись это немного раньше, например лет десять назад, для спасения «Дальзавода» нужна была бы в общем смешная по меркам российской нефтянки сумма — около полутора миллиарда рублей (для сравнения: в 2010 году валютная выручка российской нефтяной отрасли составила не менее 200 миллиардов долларов, то есть около 6 трлн рублей).

МОСКОВСКИЙ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИМ. СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ (1932–2007)
Трудно поверить, но предприятие в больших масштабах выпускало линии автоматики, на которых осуществлялась обработка деталей с немыслимой точностью до микрона.
«…ОАО «Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе» (ЗИО) уже несколько лет не соответствует своему наименованию. Предприятие не производит станков и какой-либо иной машиностроительной продукции, а основной доход получает от сдачи внаем территории и производственных помещений. В настоящее время на территории предприятия находятся несколько автосервисов, один из производственных корпусов арендует сеть спортивных магазинов «Спортмастер» (стоковый магазин), в другом находится головной офис межбанковского объединения (МБО) «Оргбанк», а в третьем несколько раз в неделю показывают шоу De la Guarda», — сообщалось на одном из порталов сети Интернет.

САРАТОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД (САЗ) (1931–2010)
Вплоть до фактической ликвидации в 2010 г. предприятие авиастроения находилось в Саратове. На заводе довольно успешно сходили с конвейера такие модели самолетов, как Як-1 и Як-3, ставшие легендами ВОВ. Также был налажен выпуск пассажирской линейки самолетов Як-40, Як-42, Як-38 (палубные самолеты с вертикальной посадкой и взлетом), а также самолеты и вертолеты других конструкторских бюро.

ФГУП «ОМСКИЙ ЗАВОД ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ» (1896–2009)
Государственное унитарное предприятие «Омский завод транспортного машиностроения» являлось специализированным танковым предприятием, имеющим замкнутый технологический цикл танкового производства. Изначально предприятие было создано в качестве ж/д мастерских, а в 2000 г. преобразовано в ГУП «Омсктрaнсмаш». По некоторым неподтвержденным данным, производство на заводе сократилось в разы и в настоящее время еле себя поддерживает за счет заводчан-энтузиастов.

СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «СВЕРДЛОВ» (1868–2005)
По некоторой информации, на обанкротившемся заводе, вернее, на территории его административного здания в 2005 г был открыт бизнес-центр «Феникс».

«СТАНКОМАШ»  (г. Челябинск, 1935–2009)
Как и все вышеперечисленные, челябинский «Станкомаш» также входил в категорию крупнейших станкостроительных заводов на Урале. По материалам прошлых лет стало очевидно, что с введением внешнего управления производство на заводе еле теплилось.

РЯЗАНСКИЙ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД (1949–2008)
По собранным материалам выяснилось, что с 2008 года на заводе запущена процедура банкротства, которая длилась более двух лет. Все имущество, земли и здания начали продаваться уже в тот момент, когда производство еще продолжалось.
 
«ЭФГ»: Как мы уже писали, в результате проводимой нынешними властями России экономической политики станкостроительная отрасль в России если и не уничтожена полностью, то понесла потери, мало совместимые с дальнейшим существованием. Выпуск станков в России сейчас не превышает 7–10 процентов от уровня 1990 года.

ТОМСКИЙ ПРИБОРНЫЙ ЗАВОД (1961–2007)
Сокращенно ТПЗ — оборонное предприятие в Томске. Завод был создан в начале 1960-х годов по совместному решению ЦК КПСС и Совета министров СССР, принятому в марте 1959 года.
Разработки завода, впрочем, как и сам завод, были засекречены, а директор был из числа генералов советской армии. С конвейера завода вполне успешно сходили бортовые компьютеры для спутников и системы управления ракетами. Историческим произведением завода стала уникальная система для «Бурана», позволившая совершить уникальный полет в космос и вернуться на Землю полностью в автоматическом режиме.

Для справки: Пару лет назад еще существовал ЗАО «Томский приборный завод», имеющий у себя около 25% бывшей территории ТПЗ, остальная же территория была отдана под офисы и торговые предприятия. Профильное производство остановлено.

ЗАО «КУЗБАССЭЛЕМЕНТ» (1942–2008)
Это предприятие было крупнейшим производителем химических источников тока в России и единственным за Уралом предприятием по промышленному производству этих изделий.
«Если ничего не изменится, как минимум нас ждет прекращение развития отрасли, что в сегодняшней ситуации рано или поздно приведет отечественные предприятия к череде банкротств», — описывает перспективы Вячеслав Волынский, представитель отечественных аккумуляторщиков.

КРОНШТАДТСКИЙ МОРСКОЙ ЗАВОД (1858–2005)
Данный объект был крупнейшим судоремонтным предприятием  Военно-морского флота России.

Для справки: ФГУП «Кронштадтский морской завод», проходившее процедуру банкротства, и созданное по плану внешнего управления частное предприятие ОАО «Кронштадтский морской ордена Ленина завод» (ОАО «КМОЛЗ», которому были переданы штат и все активы). В результате в 2008–2011 годах никакой производственной деятельности в сколько-нибудь значимых масштабах на его площадях не велось.

ЗАВОД ТОЧНОГО ЛИТЬЯ «ЦЕНТРОЛИТ» (1963–2009)
«Центролит»  — один из крупнейших металлургических заводов Липецка.
По информации открытых источников, 30 сентября 2009 года завод остановил производство чугунолитейных изделий и распустил рабочих. Производственные цеха до сих пор используются как склады бытовой техники.

КРАСНОЯРСКИЙ ТЕЛЕВИЗОРНЫЙ ЗАВОД (1952–2003)
Свое рождение завод отсчитывал от 1 сентября 1952 года, эта дата также совпала и с выпуском первой партии ламповых телевизоров «Авангард».

Для справки: В 1999 году арбитражным управляющим Красноярского завода телевизоров был назначен Григорий Славкин. Бывшее фактически оборонное предприятие к приходу его команды было уже парализовано, производство практически остановилось, госзаказов не было, попытки делать что-то еще, например собирать телевизоры из импортных комплектующих, закончились ничем. Оставшееся оборудование разграбили.

ЗАВОД «ДИНАМО» (г. Москва, 1897–2009)
Легендарный завод им С. М. Кирова «Динамо» был крупнейшим в СССР (да и во всем мире) машиностроительным предприятием, которое располагалось на юго-востоке столицы, в районе метро «Автозаводская».  На заводе было налажено производство аппаратуры и электродвигателей для электротранспорта города, экскаваторов, кранов, морских судов, прокатных станков и т. д. Много продукции шло на экспорт.

Для справки: В 2008–2009 годах 100 процентов акционерной собственности «Динамо» было куплено ЭДС-холдингом.

СИБЭЛЕКТРОСТАЛЬ ( г. Красноярск, 1952–2008)
Когда-то это был современный и высокотехнологичный металлургический комбинат страны. С 2004 по 2005 г. проходил процедуру банкротства, а в 2008 году был ликвидирован. К тому моменту численность предприятия исчислялась парой десятков сотрудников.

***
Печально осознавать, что часть перечисленных предприятий можно было бы реанимировать еще в 2006-2009 годах. Некоторые и до сих пор можно спасти.


«Промышленные страницы Сибири» №9 (92) сентябрь 2014 г.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru