Сегодня пятница 29 марта 2024 г. 02:09
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№92август 2014Горячие страницы
Нефтегазовая логистика: мы поедем, мы помчимся?
Тысячи километров до «большой» земли, отсутствие железных и постоянно действующих автодорог, недостаток местных трудовых ресурсов, жесткая зависимость от поставок продовольствия и всех товаров жизнеобеспечения из других регионов... В таких условиях в Сибири работает самый прибыльный бизнес — нефтегазодобыча. Большая часть сибирских месторождений углеводородов «запрятана» природой в удаленные и труднодоступные районы севера. А потому транспортный вопрос при их освоении часто выходит на первый план. И от того, насколько эффективно удается его решить, часто зависит успех всего предприятия.

автор статьи: Наталья Дёмшина

Однако, по мнению специалистов, велосипед давно изобретен и хорошо «ездит». Логистические цепочки для действующих нефтегазовых месторождений в России выстроены и отлажены.
В отработанные схемы легко вписываются и новые проекты. Так, оборудование для обустройства одного из последних успешно запущенных «новичков» ― Ванкорского месторождения нефти и газа завозилось одновременно с севера и с юга.
Крупногабаритная техника и другие необходимые грузы поставлялись в Туруханский район по Северному морскому пути через Норильск. Часть шла по железной дороге до Красноярска. Оттуда — по Енисею в период летней навигации до производственной базы Прилуки. Дальше до места — автомобильным транспортом.
Нередко единственная возможность доставить груз большого размера в отдаленные северные районы — зимние дороги, «зимники», которые начинают работать только при температуре ниже -80С.
«Палочка-выручалочка» для сибирских газовиков и нефтяников ― авиация. Способ самый дорогостоящий, но зато доступный в любое время года. Именно самолетами на отдаленные месторождения в основном прибывает на вахту обслуживающий персонал. 

p align="justify">автор статьи: Наталья Дёмшина

Однако, по мнению специалистов, велосипед давно изобретен и хорошо «ездит». Логистические цепочки для действующих нефтегазовых месторождений в России выстроены и отлажены.
В отработанные схемы легко вписываются и новые проекты. Так, оборудование для обустройства одного из последних успешно запущенных «новичков» ― Ванкорского месторождения нефти и газа завозилось одновременно с севера и с юга.
Крупногабаритная техника и другие необходимые грузы поставлялись в Туруханский район по Северному морскому пути через Норильск. Часть шла по железной дороге до Красноярска. Оттуда — по Енисею в период летней навигации до производственной базы Прилуки. Дальше до места — автомобильным транспортом.
Нередко единственная возможность доставить груз большого размера в отдаленные северные районы — зимние дороги, «зимники», которые начинают работать только при температуре ниже -80С.
«Палочка-выручалочка» для сибирских газовиков и нефтяников ― авиация. Способ самый дорогостоящий, но зато доступный в любое время года. Именно самолетами на отдаленные месторождения в основном прибывает на вахту обслуживающий персонал. 

Беспроигрышный сценарий
Добытый на Ванкоре попутный нефтяной газ (ПНГ) идет по газопроводу «Ванкор ― Хальмерпаютинское месторождение» в систему «Газпрома». Нефть транспортируется по построенному «Роснефтью» нефтепроводу «Ванкор ― Пурпе». Оттуда поступает в систему «Транснефти» ― магистраль «Восточная Сибирь — Тихий океан», главную сибирскую нефтяную «артерию» сегодня, куда стекается продукция большинства месторождений нефти СФО.
Такой же комбинированный «сценарий» (море, реки, автомобили, самолеты, нефтепроводы) предполагается использовать при обустройстве и освоении крупных Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений в Эвенкии. Нефть будет поставляться в ВСТО через нефтепровод «Куюмба ― Тайшет».
На Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение в Якутии грузы планируется доставлять по реке Лена. Из иркутского порта Осетрово в якутский Ленск до 2016 года предстоит перевезти около 961 тысячи тонн различных грузов, в том числе — более шестисот тысяч тонн труб диаметром 1420х28 мм для строительства газопровода «Сила Сибири». В «Газпроме» также рассматривают возможность использования строящейся железной дороги «Беркакит ― Томмот ― Якутск» до станции Нижний Бестях, которую строит корпорация «Трансстрой».

Труба на Восток
Конечно, свои узкие места в сибирской нефтегазовой логистике все же есть. Одним из таких называют нефтепровод «ВСТО». Вернее, «узким» он может стать уже в обозримом будущем.
Эксперты опасаются, что при увеличении объемов поставок черного золота в страны АТР пропускной способности трубопровода может не хватить. По прогнозам «Транснефти», имеющихся на сегодня возможностей в тридцать семь миллионов тонн в год хватит только до 2020 года.
Мощность ВСТО-1 (участок от Тайшета до Сковородино) планируется увеличить примерно до шестидесяти миллионов тонн, ВСТО-2 (от Сковородино до Козьмино) — до 30-35 миллионов. В перспективе, за счет строительства пятнадцати нефтеперекачивающих станций ― до восьмидесяти и пятидесяти миллионов тонн соответственно.
Затраты на расширение «трубы» оцениваются в сотни миллиардов рублей, и вопрос с финансированием пока решается. По расчетам правительства РФ, «Транснефти» достаточно средств инвестиционной программы для увеличения мощности ВСТО-1 до восьмидесяти миллионов к 2020 году, при очень умеренной индексации тарифов. Возможно, поможет государство, выделив компании деньги из Фонда Национального благосостояния (ФНБ).

«Сила Сибири»
Миллиарды кубометров природного газа с крупнейших месторождений в Якутии и Иркутской области (нефтегазоконденсатного Чаяндинского и газоконденсатного Ковыктинского) «Газпром» планирует поставлять восточным соседям по газопроводу «Сила Сибири».
Контракт, подписанный 21 мая этого года председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером и президентом Китайской национальной нефтегазовой корпорации (КННК) Чжоу Цзипин, предусматривает поставку тридцати восьми миллиардов кубометров российского трубопроводного газа в Китай в течение тридцати лет.
По проекту, новая магистраль сначала протянется из Якутии до Хабаровска, а оттуда — до Владивостока. Первым делом планируется построить газопровод от города Ленска до Чаяндинского месторождения, потом от Ленска до Хабаровска и Владивостока через Олекминск, Алдан и Нерюнгри.
На втором этапе к трубе присоединится Иркутский центр газодобычи — Ковыктинское месторождение.
Такая очередность объясняется просто: якутское Чаяндинское месторождение имеет солидную нефтяную «оторочку» — с запасами более семидесяти девяти тонн нефти и конденсата. За счет поставок нефти с Чаянды в проходящий сравнительно недалеко нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» «Газпром» сможет получать доход от месторождения еще до завершения строительства газопровода.
Строить «Силу Сибири» будут вдоль трассы «ВСТО»: это поможет оптимизировать затраты на создание инфраструктуры. Общая протяженность трубопровода составит около четырех тысяч километров, диаметр трубы — 1420 миллиметров. Расчетная мощность — до шестидесяти четырех миллиардов кубометров газа в год.
Себестоимость проекта оценивается в шестьдесят-семьдесят миллиардов долларов. Ввести в эксплуатацию первую часть магистрали «Газпром» намерен к концу 2017 года. Компания уже начала отбор подрядчиков. Сварка первого стыка газопровода намечена на август 2014-го.

Морские амбиции
Если транспортные вопросы для континентальных месторождений в целом уже решены, то предстоящее освоение нефтегазовых ресурсов арктического шельфа сулит целый букет логистических проблем. Начиная с нехватки  подходов с континента и заканчивая острым дефицитом специализированных морских судов для транспортировки углеводородов из открытого моря на сушу. 
«Освоение шельфа предполагает в течение десяти лет увеличение грузопотока по Северному морскому пути до пятидесяти миллионов тонн грузов ежегодно, ― говорит директор Института нефти и газа СФУ, профессор, доктор технических наук Николай Николаевич Довженко. — В 2012-м перевозилось всего два миллиона. Чтобы достичь запланированных показателей, необходимо развивать морские порты — Мурманск, Архангельск, Дудинку. Расширять железную дорогу от Мурманска до Урала: сегодня это единственный железнодорожный выход в нашей стране к северным морям. Нужно строить принципиально новые суда для транспорта нефтепродуктов — танкеры ледокольного класса. Это повысит экономическую эффективность перевозок. Необходимы специальные технологии подготовки углеводородного сырья к транспортировке по морю. Сейчас их разработкой занимаются «Роснефть» и «Газпром».

Газ под водой
Первым опытом «обкатки» в России арктических логистических схем стало освоение «Газпромом» Приразломного месторождения нефти в Печорском море. Добыча со специальной платформы там началась в декабре 2013 года. Первая партия нефти была отгружена в апреле года текущего.
Доставка в порт Роттердам осуществляется с помощью челночных танкеров «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» «Совкомфлота» и вспомогательных судов. До конца года «Газпром» планирует поставить на мировой рынок около трехсот тысяч тонн нефти — по одному танкеру в квартал. По словам представителей нефтегазовой монополии, существующий транспортный комплекс дает возможность поставлять до шести миллионов тонн сырой нефти ежегодно, при условии круглогодичной навигации.
Другой крупный арктический проект «Газпрома» ― освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море —  предусматривает транспортировку добытого газа по подводным магистральным трубопроводам на берег в район поселка Териберка. Там планируется расположить завод по производству сжиженного природного газа, портовый транспортно-технологический комплекс и другие производственные объекты.
«Для транспортировки газа в Единую систему газоснабжения России предполагается строительство газопровода «Мурманск — Волхов». Сжиженный газ будет отгружаться в танкеры-газовозы и доставляться потребителям морским путем», — сообщается на сайте компании.

Континентальный ресурс
Затраты на создание адекватной транспортной инфраструктуры для арктических проектов, подчеркивают специалисты, очень высоки. И могут исчисляться сотнями миллиардов долларов.
Будут ли такие вложения оправданными? По мнению экспертов, это зависит от мировой конъюнктуры цен на углеводородное сырье. Кроме того, хотя на долю арктического шельфа может приходиться до 20% российских неразведанных извлекаемых запасов нефти и природного газа, нам еще есть что добывать в более благоприятных с точки зрения логистики и технологий районах Сибири и Дальнего Востока.


Николай Довженко,
профессор, доктор технических наук, директор Института нефти и газа СФУ

Все действующие в Сибири и планируемые к освоению нефтегазовые месторождения достаточно удалены от основных транспортных магистралей. Однако логистика поставки на них оборудования, продуктов, других грузов давно отработана.
Схемы довольно сложные и затратные, но работают безотказно. Например, новые реакторы для Ачинского НПЗ перевозились сначала по Северному морскому пути, потом вниз по Енисею и далее — автомобильным транспортом по специально выстроенной схеме.
Нефтегазовые компании уже успели накопить большой опыт как по доставке грузов на месторождения, так и по транспортировке нефти и газа потребителям. Успешно реализуются новые проекты по строительству нефте- и газопроводов. Здесь особых вопросов, я думаю, возникать в дальнейшем не должно. 
А вот освоение нефтегазовых ресурсов арктического шельфа с точки зрения логистики — проект весьма проблемный. Главной транспортной артерией  должен стать Северный морской путь, который нужно еще развивать. Необходимо обустраивать порты — Мурманск, Архангельск и Дудинку, строить специальные суда и так далее. При условии решения всех этих вопросов Севморпуть может стать эффективной альтернативой транспортировки через Суэцкий канал. Путь из Мурманска в Японию по  северным морям ― вдвое короче.


Спецвыпуск журнала «Промышленные страницы Сибири» «Добывающая промышленность» №3-2014 г.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru велосипед shimano