Приятно, когда все под рукой. Своя бухгалтерия, свой штат специалистов, своя АЗС, наконец. Не нужно никуда ехать - весь автотранспорт может заправляться прямо на территории родного предприятия. Но какова оборотная сторона такого удобства, и многие ли компании решаются стать владельцами собственной «бензоколонки»?
Автор статьи: Наталья Дёмшина. Выбор и обустройство подходящей площадки, проектирование и строительство помещения, организация удобных подъездов, покупка и монтаж специализированного оборудования, заключение договора с поставщиком ГСМ, подбор квалифицированного персонала и специального программного обеспечения... При желании обзавестись корпоративной АЗС все эти хлопоты предприятию придется взять на себя. Как и получение необходимых разрешительных документов. В том числе — разрешения Госнадзорохрантруда с заключением экспертизы о соблюдении требований по охране труда и промышленной безопасности. Плюс согласование с экологами. Разрешение органа государственного пожарного надзора на начало работы станции. Лицензию на право хранения продуктов, изготовленных на основе природной нефти и газа. И так далее. Дополнительная «нагрузка» — лицензия МЧС РФ. Предприятие, решившее разместить на своей территории АЗС, автоматически переходит в разряд опасных производственных объектов. Отдельно стоящие, розничные автозаправки в таком документе не нуждаются. Что касается финансовой стороны дела, то затраты на организацию даже небольшой АЗС специалисты оценивают сегодня в 8-10 миллионов рублей. P align=justify>Автор статьи: Наталья Дёмшина. Выбор и обустройство подходящей площадки, проектирование и строительство помещения, организация удобных подъездов, покупка и монтаж специализированного оборудования, заключение договора с поставщиком ГСМ, подбор квалифицированного персонала и специального программного обеспечения... При желании обзавестись корпоративной АЗС все эти хлопоты предприятию придется взять на себя. Как и получение необходимых разрешительных документов. В том числе — разрешения Госнадзорохрантруда с заключением экспертизы о соблюдении требований по охране труда и промышленной безопасности. Плюс согласование с экологами. Разрешение органа государственного пожарного надзора на начало работы станции. Лицензию на право хранения продуктов, изготовленных на основе природной нефти и газа. И так далее. Дополнительная «нагрузка» — лицензия МЧС РФ. Предприятие, решившее разместить на своей территории АЗС, автоматически переходит в разряд опасных производственных объектов. Отдельно стоящие, розничные автозаправки в таком документе не нуждаются. Что касается финансовой стороны дела, то затраты на организацию даже небольшой АЗС специалисты оценивают сегодня в 8-10 миллионов рублей.
Круглые сутки Организовать, построить, получить разрешения и наконец подписать акт приема АЗС в эксплуатацию — только начало. Автозаправочную станцию нужно будет обслуживать. Следить за состоянием резервуаров, где хранится топливо. Чистить их, ремонтировать и проводить калибровку. Проверять исправность топливораздаточного оборудования, приглашая для этого специалистов со стороны. Заботиться о пожарной безопасности объекта. Обеспечивать его надежную охрану. И делать многое другое. Все это, конечно, разумнее и выгоднее перепоручить аутсорсинговой компании. Ее услуги обойдутся дешевле содержания сотрудников АЗС в штате предприятия. Руководителю-заказчику можно будет не отвлекаться на решение несвойственных для его компании задач. И спокойно заниматься своими производственными делами. Аутсорсер полностью возьмет все вопросы по обслуживанию станции на себя. Важно только правильно выбрать обслуживающую организацию. Эксперты советуют обращать внимание в первую очередь на предыдущий опыт ее работы. Нелишним будет поинтересоваться мнением других заказчиков потенциального подрядчика. Без лишних хлопот В Красноярске, по нашим данным, обладателями собственных АЗС являются единицы компаний. Свои заправочные станции, например, есть у двух автотранспортных предприятий краевого центра. Возможно, им просто привычно работать в режиме «все под рукой» по давно отработанной схеме. Подавляющее большинство предприятий, в том числе такие гиганты, как «КрАЗ» и «Красноярский цемент», предпочитают заправлять свои автомобили на АЗС крупных или не очень поставщиков ГСМ. Заключают соответствующие договоры, и все заботы по ведению документации передают на аутсорсинг. Кроме избавления от лишних хлопот, это еще и экономически выгодно. Даже если топливо обходится дороже, чем на корпоративной АЗС, отсутствие затрат на содержание станции и ее персонала с лихвой перекрывает разницу. Мобильное топливо «Промежуточный» вариант между корпоративной АЗС и обслуживанием на стороне — передвижная мини-автозаправка. Это специальный резервуар для топлива, совмещенный с топливораздаточной колонкой. Его можно перевозить на прицепе или автомобильной платформе и быстро устанавливать на грунт. Строить ничего не понадобится, но определенные согласования, в том числе лицензию на хранение ГСМ, получить придется. Возможен еще более мобильный вариант — топливозаправщик. Специализированная машина с горючим, которая регулярно, в оговоренное время, приезжает на предприятие. Заказчик избавляется от лишних забот и экономит на топливе, которое понадобилось бы его автотранспорту, чтобы добраться до стационарной автозаправки. Но при этом попадает в зависимость от графика «посещений». Ведь находиться на территории предприятия постоянно топливозаправщик не может. При желании такую «мобильную АЗС» компания может приобрести в собственность. И снабжать себя топливом самостоятельно. Однако это потребует определенных усилий: подписания необходимых документов, поиска водителя соответствующей категории и так далее. По мнению специалистов, такой «передвижной» способ решения вопроса с горючим в густонаселенных районах не целесообразен. А вот в отдаленных территориях, где стационарных АЗС просто нет, мобильный топливозаправщик — часто единственный, а потому, несомненно, эффективный вариант.
| Павел Барыбин, главный инженер ООО «ПетроТехнологии», г. Красноярск Основной и, пожалуй, единственный плюс организации на предприятии своей АЗС — возможность не зависеть от внешних ситуаций в плане заправки автомобилей. Не надо никуда ехать. Станция может работать круглосуточно. Упрощается порядок оформления документации на ГСМ: можно обойтись без наличных и безналичных расчетов, использовать какие-то внутренние документы. Однако минусов во владении своей АЗС, на мой взгляд, больше. Во-первых, относительно низкие (по сравнению с розничной АЗС) объемы потребления топлива. При таких партиях закупок поставщики, как правило, не предоставляют существенных скидок. По этой же причине могут возникать проблемы с организацией доставки горючего на АЗС. Во-вторых, хранение топлива на территории предприятия требует выделения отдельных площадей и получения соответствующих разрешений и лицензий. Сотрудники, которые обслуживают станцию, должны иметь определенную квалификацию и опыт. |
«Промышленные страницы Сибири» №6-7 (90) июнь-июль 2014 г.
скачать pdf
|