Сегодня среда 8 мая 2024 г. 00:40
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№22июнь 2008Интервью
Аман Тулеев: «Реформа РАО ЕЭС не достигла поставленной цели»
Кузбасс принято считать угольным эльдорадо. Запасы черного золота заставляют смотреть в ближайшие несколько столетий с оптимизмом. Однако помимо добычи угля регион может гордиться и другими отраслями экономики: черная металлургия, машиностроение, туризм. Губернатор Кемеровской области рассказал нашему журналу, где в области должен развиваться горный туризм.

— Кемеровская область — территория, богатая углем. Какая часть из добываемого каменного угля используется в энергетике, а что идет в металлургическое производство? Кто является основным потребителем угля?
— Действительно, особенностью Кузбасса является то, что здесь уникальные месторождения каменного угля. Кузбасский уголь — лучший уголь в мире. Он характеризуется низкой зольностью, низким содержанием азота и серы и высокой удельной теплотой сгорания. Запасы угля на сегодня составляют почти 700 млрд тонн. При существующих темпах добычи его хватит на 600 лет. Уголь это локомотив, который вытягивает всю экономическую и социальную сферу нашей области.
Сегодня наша главная отрасль не только вышла из кризиса, но и стала рентабельной. Своей заслугой мы считаем, что смогли совместить интересы собственников, региона и государства в целом. За 10 лет нам удалось привлечь в угольную отрасль 136 млрд рублей инвестиций, построить 42 новых современных угольных предприятия, создать 18 тысяч новых рабочих мест, увеличить зарплату шахтеров почти в 2 раза. Все это позволило, впервые за 100-летнюю историю угледобычи в регионе, добыть в 2007 году 180 млн тонн угля. Кемеровская область дает сегодня более половины всего российского объема угля, 76% углей коксующихся марок.
Основная часть добываемого угля идет на экспорт. Так, по итогам 2007 года поставка угля на экспорт составила 79,1 млн тонн — это 43% добываемого в Кузбассе угля, 57,1 млн тонн или 31,4% угля направляется на нужды металлургии, остальная часть идет на нужды энергетики и др.
Сегодня Россия занимает по экспорту угля 5 место в мире, по энергетическим углям — 3 место. Главная задача, считаю, удержать конкурентоспособность угля и занимать дальнейшие ниши на мировом рынке.
Основные потребители нашего угля — Великобритания, Кипр, Турция, Украина, Польша, Финляндия, Япония, Словакия, Корея, Испания, Италия, Германия, Болгария, Бельгия.
Прогнозируемый рост добычи угля в Кузбассе позволит в полной мере обеспечить растущие потребности внутри России (надеемся на увеличение потребления угля на ТЭС России) и увеличить объем экспортных поставок до 75 млн тонн.
Мы планируем увеличение экспорта угля в европейские страны (Польша, Германия, Испания). Азиатский рынок также привлекателен для наших угольщиков, здесь и цены выше, чем в Европе, и рынок быстро развивающийся.


— Наличие запасов коксующегося угля определили развитие черной металлургии. Какие крупные предприятия этой отрасли работают на территории региона?
— Сегодня кузбасская металлургия является локомотивом роста промышленности Кузбасса. Наши предприятия входят в число лидеров по производству металлургической продукции в России, не уступают лучшим мировым компаниям по технологической и технической оснащенности. Кемеровская область занимает первое место в России по производству ферросплавов, третье место — по выплавке стали, четвертое — по выпуску проката. На долю нашего региона сегодня приходится 63% магистральных железнодорожных и 100% трамвайных рельсов, 14,3% стали, 14% проката, черных металлов, свыше 60% ферросилиция от общего объема этой продукции в Российской Федерации.
Металлургия Кузбасса стала второй после угольной отрасли, где достигнуты докризисные объемы производства.
ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» по объему производства входит в число тридцати крупнейших металлургических компаний мира и в первую пятерку комбинатов страны, является лидером в поставках арматуры на внутренний рынок. Созидательная работа, проделанная за последние годы собственниками и коллективом Запсиба, получила заслуженное признание. В июне 2007 года Западно-Сибирскому комбинату — первому из предприятий металлургической отрасли Кузбасса объявлена благодарность Президента РФ.
Стабильно работают коллективы акционерных обществ «РУСАЛ Новокузнецк», «Кузнецкие ферросплавы», Гурьевский металлургический завод, «Кокс» (г. Кемерово).
— В администрации Кемеровской области разработан проект развития региона до 2025 года. Какие основные социально-экономические задачи стоят перед регионом в среднесрочной перспективе?
— В марте 2007 года Правительство РФ одобрило Стратегию развития Кемеровской области до 2025 года. Событие это для нас имеет большое значение. Как вы знаете, планы на такую долгосрочную перспективу составлялись в нашей стране только при социализме, когда экономика была предсказуемой, социальная жизнь — стабильной.
Кузбасс еще десять лет назад напоминал пороховую бочку с зажженным фитилем. За десять лет Кемеровская область не только вышла из глубочайшего экономического, социального и политического кризиса, но и стала одним из самых динамично развивающихся регионов, опорой государства Российского. Поэтому сегодня мы можем составлять план не только на год, но и на три, и на более отдаленную перспективу.
Как вы знаете, перед экономикой страны поставлена задача: к 2010 году ввести 41 тысячу Мега-ватт мощностей по производству электроэнергии. Доля угля в производстве электроэнергии возрастет с 27,1% до 38% — в 2015 году. Чтобы ввести в России дополнительные электрические мощности, в Кузбассе необходимо довести ежегодную добычу угля до 270 млн тонн к 2025 году. То есть, нам надо построить второй угольный Кузбасс. Для этого необходимо до 2015 года ввести в эксплуатацию еще 24 новые современные шахты мирового уровня и 10 разрезов. Это — главная стратегическая задача.
Еще одна стратегическая задача — обеспечение Кузбассу «продовольственной безопасности». Сегодня мы полностью снабжаем себя продовольственным зерном: урожайность в 2007 году превысила 22 центнера с гектара. Это рекорд для Сибири! У нас также нет проблем с картофелем, овощами, яйцом. На 75% обеспечиваем себя молоком. Но пока остается проблема с мясом. Мы наметили мощные программы по животноводству: вложили в нацпроект «Развитие агропромышленного комплекса» 19,2 млрд рублей.
Таким образом, к 2025 году мы должны решить две главные стратегические задачи: построить второй угольный Кузбасс и обеспечить продовольственную безопасность региона.
Естественно, одновременно будем решать и такие стратегические задачи, как развитие железнодорожного транспорта. Ведь Кемеровская область расположена в географическом центре страны на расстоянии 4,5 тысяч км до западных и восточных границ. Мало уголь добыть, его надо доставить к рынкам сбыта, к потребителю. Для обеспечения дальнейшего роста объемов перевозки грузов из Кузбасса необходимо развивать 3 основных транспортных направления «Кузбасс — Северо-Запад», «Кузбасс — Азово-Черноморский узел», «Кузбасс — Дальний Восток».
Но мало вывезти уголь по железной дороге. Ни один серьезный международный собственник не будет заключать контракт, пока он не проследит весь путь угля от шахты до морского порта. Перевалка в морских портах для нас — серьезнейшая проблема. Естественно, мы ее решаем уже сейчас. Так, в 2006 году «Кузбассразрезуголь» на собственные средства (2,6 млрд рублей) построил угольный терминал в порту Усть-Луга в Ленинградской области. На сегодняшний день наши угольные объединения продолжают работу по развитию и укреплению производственной базы угольных терминалов в 12-ти морских портах: Посьет, Находка, Восточный, бухта Суходол, Высоцк, Выборг, Санкт-Петербург, Ванино, Мурманск, Туапсе. Уже инвестировано на эти цели около 7,5 млрд рублей. Планируется вложить до 2010 года в развитие портов и терминалов еще 5 млрд руб.
Стратегическое, прорывное направление — реализация проекта «Метан Кузбасса». Уже пятый год совместно с ОАО «Газпром» мы ведем работу по этому проекту. Метана, этого ценнейшего сырья, в угольных пластах Кузбасса сосредоточено 13 трлн кубометров. Объем запасов сопоставим с объемами природного газа на Уренгойском месторождении — одном их крупнейших в мире. Добыча метана открывает перспективы создания дополнительной сырьевой базы для переработки углеводородного сырья в химической промышленности. А главное, извлечение метана из угольных пластов повысит безопасность подземной добычи угля, а это, в буквальном смысле, сотни сохраненных жизней шахтеров.
Увеличение добычи угля требует решения следующей важной проблемы — развития угольного машиностроения. По оценкам специалистов, только в период до 2015 года на шахтах Кузбасса необходимо заменить горную технику с суммарной массой 250 тысяч тонн. Сейчас свыше 80% горношахтного оборудования кузбасские компании покупают за границей. У нас для развития собственного горного машиностроения есть мощная машиностроительная и металлургическая база, высококвалифицированные специалисты. Считаю, необходимо создать в Кузбассе как главном угольном регионе страны, Общероссийский центр горного машиностроения на базе Юргинского машиностроительного завода.
Еще одно направление — организация в Кузбассе производства по глубокой переработке угля. У нас работает единственный в стране академический Институт угля и углехимии, 15 отраслевых НИИ. Имеются и научные разработки мирового уровня по переработке угля в продукты углехимии: синтетический газ, водород, безводный аммиак, метан, метанол, дизельное топливо и т.д. Это — прорывная точка, где на базе естественных конкурентных преимуществ Кузбасса можно создавать такие производства.
Считаю, все эти задачи можно решить, создав в Кемеровской области ТЕХНОПАРК. Это позволит превратить Кузбасс в ведущий российский и мировой центр технологического обеспечения горнодобывающей промышленности, создать новые отрасли, основывающиеся именно на глубокой переработке угля.
Стратегической задачей остается реализация приоритетных национальных проектов, улучшение жизни кузбассовцев, дальнейшее совершенствование системы социальной защиты населения. Как вы знаете, наша система социальной защиты признана одной из лучших в стране.
И несколько слов еще об одном стратегическом направлении развития области, которое позволит изменить представление о Кузбассе как об исключительно индустриальном угольном регионе. Я имею в виду развитие горного туризма и спорта. Основным местом отдыха туристов в Сибири является Горная Шория. Десять лет назад здесь отдыхало пять тысяч человек в год. Сейчас — больше 150 тысяч ежегодно. Здесь проложены горнолыжные трассы, отвечающие международным стандартам, построены современные гостиницы, туристические базы и т.д. Кроме того, здесь созданы все условия для проведения соревнований самого высокого уровня, горнолыжники и сноубордисты уже сейчас готовятся к XXII зимним Олимпийским играм.
Таким образом, реализация Стратегии позволит к 2025 году: увеличить ВРП в 2,9 раза, инвестиции — в 3,3 раза, реальные доходы жителей Кузбасса — в 5,6 раза. Самое главное, увеличится рождаемость и снизится смертность. Мы ставим перед собой масштабные задачи: достигнуть уровня жизни нашего населения не ниже, чем в ведущих угледобывающих регионах мира.

— Об экономическом развитии региона всегда говорит развитие машиностроительной отрасли. Какую продукцию на сегодняшний день кузбасские машиностроители предлагают на российском рынке?
— Сегодня в машиностроительном комплексе Кузбасса работают более 60 предприятий, на которых трудятся свыше 35 тысяч наших земляков. Производство продукции в отрасли за 10 лет увеличилось в 2 раза, инвестиции — в 2,7 раза, заработная плата возросла в 5 раз, налоговые поступления в бюджет области — более чем в 2 раза. По объему производства и налоговым платежам машиностроение вышло на третье место в регионе после угольной отрасли и металлургии.
Темпы роста здесь самые высокие в области: объем производства за 2007 год увеличился на 23%, в том числе горно-шахтной техники — в 1,4 — 2 раза, кранов и платформ — в 1,2 раза.
Основную долю (30%) в общем объеме выпускаемой машиностроителями продукции составляет оборудование для угледобывающих предприятий. Машиностроительные заводы Кузбасса предлагают горнякам 16 видов современных механизированных крепей, модернизированные скребковые конвейеры с повышенным ресурсом, проходческий комбайн КПЮ-50, ленточные конвейеры. Для металлургической отрасли в области производятся — электролизеры, дозаторы, холодильники для охлаждения первичного коксового газа. Для сельского хозяйства — посевные комплексы «Кузбасс», сельскохозяйственные погрузчики.
На предприятиях машиностроения продолжится активное техническое перевооружение производства. В 2007 году в отрасль инвестировано более 1 млрд рублей. Лидерами в техническом перевооружении являются Юргинский и Анжерский машиностроительные заводы, Калтанский завод «КВОиТ», НПО «Развитие», кемеровский филиал «Алтайвагон», ООО «Кузмашзавод» и другие.
К примеру, на ОАО «Юргинский машзавод» в 2007 году была реализована масштабная программа технического перевооружения. Объем инвестиций в 2007 году составил 0,5 млрд рублей, что на 24% больше уровня 2006 года. Полностью обновлено газорезательное оборудование, установлено новое оборудование для обработки деталей и покрытий, сварочное оборудование и др. Выполнение данной программы позволит предприятию обеспечить выпуск высококачественного горно-шахтного оборудования, расширить объем производства, увеличить налоговые поступления.
Машиностроители осваивают новые виды продукции. На выставках «Экспо-Уголь-2007» и «Уголь Майнинг 2007» ОАО «Анжеромаш» представил свои новые разработки: механизированную крепь КМ1400 повышенной прочности, буровой станок для дегазации Б200, проходческий комбайн КПА 150.
На крупнейшем машиностроительном предприятии ООО «Юрмаш» освоено производство конкурентоспособных с зарубежными аналогами шахтных крепей, скребковых конвейеров, проходческих комбайнов, перегружателей, также налажен ремонт импортных механизированных комплексов всех типов. С объединением «КАМАЗ» создано производство по выпуску автомобильных кранов 17 и 25 тонн.
«Кузнецкий машиностроительный завод» в 2007 году начал производство буровой установки (УБШ 316), которая по производительности не уступает импортной, при этом в несколько раз дешевле.
ЗАО «Сибтензоприбор» прочно завоевал свою нишу на отечественном рынке весового оборудования и дозаторов. Там же организовано серийное производство отдельных узлов и запчастей для ленточных конвейеров.
— Как вы оцениваете одну из масштабных реформ — завершение реформирования электроэнергетики? Что вы от нее ожидали, и достигнуты ли, по-вашему, цели?
— Начнем с того, что реформа электроэнергетики страны была действительно необходима. Напомню, что основной целью реформы, помимо внедрения рыночных механизмов в отрасли и вертикальной дезинтеграции компаний, по заявлениям А.Чубайса, было повышение надежности электроснабжения потребителей путем обновления изношенного оборудования отрасли и привлечения для этого инвесторов. А в результате, с точностью до наоборот, реформа привела к подорожанию электроэнергии, росту дефицита энергетических мощностей, снижению надежности энергоснабжения, росту износа основных фондов, нехватке инвестиций в генерирующие мощности и системы передачи, росту аварийности и ухудшению качества электрического тока. Одним словом, оценка очень тяжелая. По большому счету, ни одна из целей реформы не достигнута.
Если до реформирования энергетический комплекс Кузбасса был представлен ОАО «Кузбассэнерго», в состав которого входили тепловые электростанции, электрические сети 500 кВ и ниже, тепловые сети, энергосбыт, диспетчерские службы, то сегодня в регионе функционирует несколько генерирующих субъектов, десяток сбытовых компаний, диспетчерское управление, более 50 электросетевых предприятий, ни одно из которых не отвечает за надежность энергоснабжения, резко увеличился управленческий аппарат.
В ходе реформирования энергетики страны почему-то вопрос надежности и безопасности энергоснабжения отодвинут на задний план. Одной из серьезнейших ошибок реформы, считаю, является ликвидация региональных АО-энерго, разрушение вертикально интегрированных систем электроснабжения, которые создавались десятилетиями. Именно вертикальная интеграция АО-энерго в регионах позволяла решать весь комплекс задач по производству, передаче и распределению энергии.
В начале реформы А. Чубайс обещал, что развитие энергетики будет обеспечено за счет денег, вырученных от продажи акций генерирующих компаний. Сегодня можно констатировать, что выручка от продажи электростанций РАО «ЕЭС России», по различным оценкам, составляет от 10% до 15% от необходимого объема. При этом желания со стороны инвесторов вкладывать деньги в энергетику пока не наблюдается. Сложившееся состояние отрасли и существующие тенденции на примере Кузбасса показывают, что низкая инвестиционная активность в электроэнергетике неизбежно ведет к нарастанию дефицита мощностей, который с учетом перспектив развития области до 2020 года превышает 2000МВт, сдерживанию развития региона.
В Кузбасской энергосистеме происходит спад производства электроэнергии, снижаются объемы ремонта и технического перевооружения действующих мощностей, доля нового строительства незначительна. Особую тревогу вызывает сокращение объемов финансирования ремонтных работ за последние 5 лет на 30%. Суммарные годовые вводы энергомощностей Кузбасской энергосистемы не позволяют не то что остановить старение отрасли, но даже обеспечить простое восстановление основных фондов.
За 2002-2007 годы установленная мощность электростанций Кузбасса уменьшилась на 35 МВт, или 0,7%, при росте энергопотребления по области на 11,4%. При этом износ основных фондов возрос с 60% до 66%. А выработка электроэнергии электростанциями области сократилась на 5,7%.
Кстати, Кузбасс ежегодно перечислял абонентную плату РАО «ЕЭС России», которая за 2001-2007 годы выросла с 1,5 млрд до 2,5 млрд рублей. При этом за весь обозначенный период со стороны РАО «ЕЭС России» ни копейки не было вложено в развитие генерирующих мощностей, то есть практически не развивались магистральные электрические сети Кемеровской области.
В результате сегодня Кузбасс испытывает серьезные трудности с обеспечением надежного, бесперебойного энергоснабжения потребителей на юге области. На протяжении последних 10 лет Кузбасс неоднократно поднимал вопрос об абонентной плате, ее использовании. Потребители региона, регулярно внося абонентную плату, вкладывали деньги в рост капитализации компаний РАО «ЕЭС России», а зачастую обеспечивали обогащение членов правления холдинга, которые ежегодно получали солидные выплаты, премии. По сути, это не предусмотренный Налоговым кодексом налог, присваиваемый РАО «ЕЭС России». Размер ежегодной перечисляемой абонентной платы равен инвестиционной программе Кузбасской энергосистемы. То есть если бы направлять эти средства в развитие энергетики области, сегодня проблем с энергоснабжением потребителей просто не было бы.
А самое главное, в результате реформы мы получили не обещанное снижение тарифов на электроэнергию, а их рост. Только за последние 4 года среднеотпускной тариф на электроэнергию вырос в 2,2 раза. Есть тенденция, что рост тарифов будет продолжаться. В условиях энергодефицита он может быть многократным и к 2010 году увеличится в 3-4 раза. А все это серьезная социальная нагрузка, рост себестоимости продукции энергоемких производств, снижение конкурентоспособности отечественного производителя на мировых рынках. И вообще непонятно, почему рост тарифов обосновывается необходимостью развития энергетики, увеличением инвестиций в отрасль?! А ведь реформа делалась не для того, чтобы развивать энергетику за счет тарифов.
Значит, крути не крути, заявляй не заявляй, выходит, все масштабные планы Чубайса по развитию энергетики, так называемый ГОЭЛРО-2, будут реализовываться за счет потребителей, в том числе за счет населения.
Получается, что рынок в энергетике делался ради рынка, более того, снова повторяю, это дало отрицательный результат — рост тарифов на электроэнергию, отсутствие инвестиций и рост издержек у энергетиков.
Сегодня нужно, не откладывая, проанализировать ситуацию в электроэнергетике, скорректировать реформы с учетом задач «Стратегии 2020».

Светлана Солод.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru