Сегодня вторник 7 мая 2024 г. 04:37
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№89май 2014Промышленная площадка
Всевидящее око
Уже в обозримом будущем, уверяют специалисты, практически весь транспорт на планете будет контролироваться из космоса. Приборы для спутникового мониторинга будут встраиваться в автомобили прямо на заводском конвейере.

Идея следить за перемещениями различных объектов в буквальном смысле слова сверху с земной орбиты — возникла после запуска в СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году. Однако в реальность первыми ее воплотили американцы, создав в 1964 году систему слежения, из которой к 1978 году выросла первая система глобального позиционирования NAVSTAR GPS.  Вторая, российская ГЛОНАСС, официально была сдана в эксплуатацию в 1993 году, но реально заработала только в 2006-м.

P align=justify>Идея следить за перемещениями различных объектов в буквальном смысле слова сверху с земной орбиты — возникла после запуска в СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году. Однако в реальность первыми ее воплотили американцы, создав в 1964 году систему слежения, из которой к 1978 году выросла первая система глобального позиционирования NAVSTAR GPS.  Вторая, российская ГЛОНАСС, официально была сдана в эксплуатацию в 1993 году, но реально заработала только в 2006-м.

Высокий наблюдатель
Обе глобальные системы действуют по одной схеме. Самое дорогостоящее звено — спутники, которые вращаются вокруг Земли и посылают радио-сигналы. В американской системе на высоте 20,2 километра постоянно «трудится» тридцать два (еще несколько — в резерве и на ТО). В российской ГЛОНАСС активных спутников двадцать-двадцать четыре (всего около тридцати), на расстоянии 19,1 километра. Это дает стопроцентное, как утверждают специалисты, покрытие земной поверхности. То есть сигнал со спутников можно поймать практически в любой точке планеты.
В GPS применяется кодовое разделение спутниковых каналов, в ГЛОНАСС — частотное. Управление орбитальной группировкой NAVSTAR ведется с главной контрольной станции, расположенной на авиабазе ВВС США Шривер (Schriever) в штате Колорадо Спрингс. Орбитальной группировкой ГЛОНАСС с главной контрольной станции в Краснознаменске управляют космические войска России.

Космическая математика
Ловит «послание» из космоса специальный прибор — приемник (контроллер, трекер). Его задача — определить свое местонахождение на цифровой карте Земли относительно спутников системы.
Проводится математический расчет: приемник «засекает» время, в течение которого сигнал от спутника доходит до него, и умножает на скорость света. Получается расстояние — от объекта до спутника. Одновременно прибор принимает и обрабатывает сигналы сразу от нескольких спутников (от 6 до 13), что позволяет с высокой точностью определить широту, долготу и высоту своего положения на цифровой карте Земли.

Канал связи
Следующий шаг — передача координат объекта диспетчеру системы. Через  мобильный Интернет или спутники связи передаются координаты и уникальный номер блока, по которому система идентифицирует транспортное средство.
При использовании сотовой связи в трекер устанавливается SIM-карта оператора. В 2011 году появились контроллеры с двумя «симками». Если наблюдаемый объект выходит из зоны покрытия одного оператора сотовой связи, прибор переключается на второго.
«Сотовая связь стандарта GSM — оптимальный вариант. Зона ее покрытия постоянно расширяется, сигнал становится все более устойчивым, соответственно, растет охват территорий, где можно вести мониторинг транспорта с помощью сотовой связи. Но там, где ее нет, приходится задействовать передачу навигационной и служебной информации от блоков по каналам спутниковой связи. Это намного дороже, однако для особо удаленных районов — единственная возможность осуществлять мониторинг за движением транспортных средств. Ведь перевозить могут как детей, так и особо опасные грузы, — говорит директор «Краевого Центра Коммуникаций» (Красноярский край) Вадим Николаевич Войцеховский. — Сегодня вы можете оказаться в любой точке Красноярского края, и ваш приемник ГЛОНАСС себя «найдет». Вопрос только в том, как передать оттуда информацию на сервер. Если ваш прибор допускает передачу данных посредством спутниковых каналов, это всегда возможно. Если сотовых — только если в данном месте есть покрытие вашего оператора».

База системы
Информация от всех мобильных модулей собирается одним или несколькими коммуникационными серверами, а затем стекается на один основной сервер базы данных системы. С них сведения поступают к оператору системы, а от него — к непосредственным пользователям.
Наблюдать за движением, например, автотранспорта коммерческого предприятия его сотрудники могут с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Можно отследить местоположение транспортного средства в режиме online. И точно узнать, где и когда бывает автомобиль в течение рабочего дня, не отклоняется ли он от заданного маршрута. Расстояние до объекта мониторинга значения не имеет. Через системы спутникового слежения посредством сети Интернет сегодня можно «увидеть» его, даже находясь в другом полушарии Земли.

Вопрос безопасности
Проблема выбора конкретной системы мониторинга для владельцев большинства мобильных модулей сегодня не стоит. Многие современные контроллеры способны «сотрудничать» с обеими глобальными системами в формате software as service. Но есть варианты, cовместимые только c одной из них.
Так, в России в основном используется отечественная разработка — система ГЛОНАСС, в соответствии с рекомендациями профильных министерств, заинтересованных в развитии отечественной системы спутникового мониторинга. Вопрос не столько в лояльности к местному производителю, сколько в национальной  безопасности. Ведь американские военные оставляют за собой право в любой момент отключить пользователей других стран от своей системы GPS.
Вступивший в силу первого января 2014 года закон Российской Федерации «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» предписывает оснащать весь транспорт категорий M (коммерческие перевозки пассажиров) и N (перевозка опасных грузов) навигационными терминалами, отвечающими определенным требованиям. И работающими с системой ГЛОНАСС.

Точные координаты
Точность определения местонахождения объекта, по данным операторов, для гражданских пользователей в GPS составляет от трех до пятнадцати метров, в ГЛОНАСС — пять-десять метров.
«Если говорить о спутниковом мониторинге, то точность зависит от количества «видимых» спутников и конечного оборудования, — объясняет коммерческий директор филиала МТС в Красноярском крае Илья Русинов. — Если же мониторинг осуществляется на основе сотовой сети (LBS) — то все определяется покрытием данной сети. То есть количеством базовых станций оператора на территории и площади, которую каждая из этих станций фактически обслуживает».
Свою роль играет и тип навигационного сигнала спутника. Сигнал стандартной точности (СТ) доступен всем пользователям системы. Сигнал высокой точности (ВТ) — только военным. 

В цифровом формате
Определение координат — базовая, но далеко не единственная задача систем спутникового мониторинга. Его функционал постоянно расширяется, а мобильные модули обрастают новыми возможностями.
Продвинутые трекеры умеют считывать данные с бортового оборудования, оснащенного цифровым и/или аналоговым портами либо более специализированным интерфейсом CAN. Могут записывать и передавать на диспетчерский пульт информацию о расходе топлива, скорости движения, данные специальных датчиков о температуре воздуха в рефрижераторе, о состоянии водительского сиденья, зажигания, давления на ось и так далее.
Сегодня система способна «сообщать» об аварии или другой нештатной ситуации — с помощью «тревожной» кнопки либо специализированного датчика. Можно включать сигнализацию и дистанционно запускать двигатель автомобиля. Разговаривать с диспетчером по каналу голосовой связи и передавать видеоизображения.

Каждый шаг
При желании можно даже «посмотреть», поднят в текущий момент времени ковш экскаватора или опущен, открыты ли капот или дверь, «увидеть» угол поворота стрелы крана, определить угол наклона транспортного средства. Модули для такси могут взаимодействовать с датчиками, которые определяют наличие клиента в салоне. В общественном транспорте можно вести персонализированный учет проезда пассажиров. При этом сам водитель о наличии трекера и датчиков может не знать: возможна их скрытая установка.
«Недавно в системе ГЛОНАСС появилась возможность фиксировать нарушения регламента работы транспорта, — рассказывает Вадим Николаевич Войцеховский. — Например, если автомобиль стоит на месте более двух минут или, наоборот, машина едет слишком быстро, а также если водитель отклоняется от намеченного маршрута, на пульт диспетчера поступает сигнал несоответствия. Эта функция используется при мониторинге транспорта, перевозящего опасные грузы».
Программное обеспечение для спутникового мониторинга может интегрироваться с другими автоматизированными системами пользователя — бухгалтерской, складской и так далее. Это удобно и позволяет оптимизировать рабочий процесс.

Чистая экономика
Только мониторинг расхода топлива, по наблюдениям специалистов, дает экономию горючего в показателях от 30 до 50 %. В государственном масштабе цифры получаются огромными и оправдывают затраты на содержание спутниковых систем.
Кроме того, система позволяет оптимизировать график и схему движения транспортных средств, вести автоматический учет доставки грузов в заданные точки и исполнения расписания движения пассажирского транспорта. Это дополнительная экономия.
В Красноярском крае абонентская плата за использование системы ГЛОНАСС для мониторинга автотранспорта предприятия сегодня  составляет от пятисот до двух тысяч рублей за автомобиль. Покупка и установка навигационного оборудования оплачивается отдельно: от трех до двадцати тысяч рублей за прибор. Некоторые операторы предлагают взять приемное устройство в аренду. На российском рынке сегодня представлено множество марок такого оборудования — отечественного и зарубежного производства, имеющих различный функционал, размеры и исполнение вплоть до пылевлагозащищенного.
 
Новые игроки
В ближайшие годы дуэт NAVSTAR-GPS и ГЛОНАСС обещает трансформироваться в квартет. На конец 2014 — начало 2015 года намечен запуск европейской системы спутниковой навигации GALILEO. К 2020 году Китай планирует запустить свою глобальную систему Compass/Beidou. Ее первые спутники уже выведены на орбиту. 
Собственные национальные системы спутникового мониторинга готовят Индия и Япония. Индийская Gagan будет работать на территории страны и на расстоянии полутора тысяч километров от границы. Ее хотят «включить»  уже в ближайшее время. Японская Quasi-Zenith (QZSS) будет использоваться для навигации в Японии и соседних районах Юго-Восточной Азии.


Вадим  Войцеховский,
директор «Краевого Центра Коммуникаций», Красноярский край

За шесть лет, в течение которых мы работаем с системой ГЛОНАСС, принципиальных изменений не произошло. Только обновляется программное обеспечение и меняются мобильные модули: уменьшается их размер и увеличивается надежность. По сравнению с 2008 годом контроллеры сейчас вчетверо меньше. Они оснащаются встроенными батареями и могут работать при отсутствии электропитания все более длительное время. 
Расширяется функционал приемно-передающих устройств. Появились новые сервисы, например «тревожная» кнопка, голосовая связь и другие. По большому счету, современные контроллеры — это ретрансляторы. Они могут передавать любую информацию, которую можно перевести в «цифру». В том числе — видеоизображение. Главное, чтобы канал связи обладал достаточной скоростью передачи данных.


Николай Крупский,
директор по развитию корпоративного бизнеса Красноярского отделения Сибирского филиала ОАО «МегаФон»

На сегодняшний день система контроля передвижения транспорта является одной из самых востребованных M2M услуг у телекоммуникационных операторов. Для повышения эффективности работы подобных систем они оснащаются специальными термо-sim-картами, у которых существенно расширен диапазон рабочих температур — от -40 до +105 градусов.  Сохранение данных на карте при температуре +25 градусов — не менее 13 лет. Счетчик аутентификации увеличен со 100 тысяч, как у обычных sim-карт, до 8 млн раз. Всё это, безусловно, повышает надёжность работы всей системы за контролем транспорта в условиях резко континентального климата, и особенно Крайнего Севера. 
Ввиду того, что мобильная связь в России массово развивается относительно недавно и своё развитие не закончила, все оборудование, которое устанавливается, — самое современное, т. е. позволяет использовать при соответствующих потребностях любые новинки M2M из существующих в мире.   
«МегаФон» недавно запустил в эксплуатацию в Москве самую скоростную в мире сеть мобильной передачи данных 4G+, позволяющую работать на скорости 300 Мбит/сек.


«Промышленные страницы Сибири» №5 (89) апрель 2014 г.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru