Сегодня вторник 7 мая 2024 г. 09:52
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№89май 2014Промышленная площадка
Профессиональному росту – системный подход
О том, что современному производству нужны высококвалифицированные специалисты, говорится немало. Внедрение новых технологий требует от сотрудников постоянного совершенствования своего мастерства, получения новых знаний и навыков. Многие предприятия постепенно начинают создавать свои системы подготовки и переподготовки кадров, предлагать собственные решения по вопросу повышения квалификации.

P align=justify>

Однако в настоящее время приходится сталкиваться с рядом проблем в данном направлении. Это и недостаточная материально-техническая база, и отсутствие у некоторых сотрудников желания переобучаться, и административные барьеры. Специалисты предлагают способы решения этих проблем.
— Как известно, квалификация — это степень пригодности, уровень подготовленности человека для той или иной профессии или работы, а квалифицированный (человек) — имеющий определенную квалификацию, опыт, знания и качества для успешной работы по специальности, — говорит, отвечая на вопрос о том, как сегодня обстоят дела с повышением квалификации на предприятиях, член Общественного совета при Министерстве промышленности и торговли края, главный инженер ОАО «ЦКБ «Геофизика» Владимир Усаков, — известно также, что квалифицированный рабочий — рабочий, получивший производственную подготовку в рамках определенной специальности. Я эти энциклопедические определения привел здесь для того, чтобы прояснить, насколько всеобъемлющий вопрос вы задали — ведь это понятие неразрывно связано со всем спектром видов человеческой деятельности. И, мягко говоря, по большинству из них имеются проблемы. Вопрос повышения квалификации, полагаю, все-таки вторичен по отношению к ее приобретению, поскольку если есть где, на чем и кому готовить, то и переподготовить в рамках имеющихся возможностей не всегда (потому что «пере..» — это выше), но можно.  Кадровые проблемы возникли не вдруг, а являются следствием процессов, предопределивших наше технологическое отставание от развитых стран. Даже когда эти процессы (один из определяющих — ориентация на сырьевой вариант развития) стали доминирующими, система подготовки рабочих кадров работала исправно, а техникумы относительно понятия «квалификация» зачастую оказывались выше вузов. У нас в крае, в частности, это было во многом связано с пребыванием на посту начальника Управления проф-образования А. И. Таюрского — яркого представителя тех людей, кого можно назвать профессионалом на своем месте. Однако затянувшаяся стагнация экономики России не позволила использовать актуальные до сих пор организационно-методические наработки таких профессионалов, как Анатолий Иванович. Здесь многое определяется, наряду с общими для всех отраслей продуктивной деятельности проблемами, необходимостью перехода на современный технологический уклад. Этот процесс, только недавно начавшийся, уже сейчас подвергается трансформациям, не ориентирующим бизнес на адекватные вызовам времени варианты решения задачи подготовки и переподготовки кадров. При этом «малый и средний» бизнес просто остается, что называется, не у дел. Хочу подчеркнуть, как часто выражается наш президент, что система подготовки как бы есть и, соответственно, система переподготовки тоже как бы есть. Это касается всех уровней квалификации — от рядового работника до научного сотрудника НИИ или преподавателя университета. Одним словом, по форме — есть, по факту — нет. Производящие предприятия, каждое из которых имеет свои проблемы в этом вопросе, выходят из положения по-своему.
Главных проблем, по мнению Владимира Иосифовича, сегодня две —  недостаток профессионализма (уровня квалификации) сверху и низкая активность в деле укрепления личного профессионального статуса снизу.
— Вопрос подготовки квалифицированных кадров для промышленности сейчас очень актуален, — подчеркивает заместитель директора Научно-образовательного центра «Ракетно-космические технологии» Николай Терёхин, — в прежние времена было очень хорошо, существовала система ВТУЗ, позволяющая готовить квалифицированных специалистов. Сегодня у нас реализуется система дуального образования, когда происходит интеграция образования и производства. Студенты получают профессию, обретают практические навыки. Довольно актуальна проблема переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. На предприятиях появляется новое оборудование. Рабочим приходится переходить со старых станков на новые, соответственно переучиваться.
Что касается «переучивания», то все к этому относятся по-разному. Кто тянется к знаниям, тот с интересом изучает, осваивает новые методы работы. Но некоторые застревают на своем уровне, они хорошо знают свое дело, но считают, что переобучаться им незачем. В основном это старые мастера, основательно занявшие свою нишу. Николай Александрович признается, что их требуется долго переубеждать, объяснять, что переобучаться необходимо. Молодежь же сразу тянется к станкам с программным обеспечением, легко переобучается.
Руководителям предприятий действительно приходится сталкиваться с нежеланием сотрудников осваивать что-либо новое. И тут становится необходимым замотивировать их на повышение квалификации. Основным стимулом может стать увеличение зарплаты. И здесь руководство должно установить для этого четкие критерии. Это и навыки, которые сотрудник должен развивать, и процессы, в которых он участвует, и основные ключевые показатели. Чтобы получать более высокую зарплату, работнику нужно приобретать новые навыки. Также нельзя оставлять без внимания такой фактор, как условия работы. Ведь чем они лучше, тем выше производительность труда. Также специалисты рекомендуют вырабатывать у сотрудников системное мышление, они должны понимать, как их действия влияют на все процессы. И конечно, стоит чаще напоминать, что люди, мастерски овладевшие профессией, способны добиваться наиболее значимых результатов. Задача же компаний — помочь раскрыть потенциал сотрудников, обеспечить им условия для совершенствования.
— Когда работник видит перспективу и возможность укрепиться в своем деле через профессионализм, предприятия на определенных условиях разумеется, идут ему навстречу. Здесь зачастую вопрос решается через обучение в фирмах, поставляющих технологическое оборудование. Но это локальная, адресная, если хотите, работа. И это делается в силу того, что приобретенное оборудование необходимо как можно быстрее задействовать в производственном процессе, — заключает Владимир Усаков.
Надо сказать, что в Сибири, в частности в Красноярском крае, на сегодняшний день делается немало для стимулирования роста квалифицированных кадров.
Три года назад был создан «Центр металлообработки» на базе Сосновоборского автомеханического техникума. По словам Усакова, это как первый колышек, забитый в непаханое поле подготовки кадров для машиностроения.
В апреле 2014 года на заводе «Красмаш» открылся Научно-образовательный центр «Ракетно-космические технологии» (НОЦ РКТ), созданный совместно с Сибирским государственным аэрокосмическим университетом. НОЦ является продолжением хорошо зарекомендовавшей себя системы «завод — ВТУЗ», только уже на новом, современном уровне.
Его основные функции — подготовка высококвалифицированных кадров:  рабочих, технологов, инженеров, конструкторско-технологическое обучение, целевая подготовка магистров. У студентов есть возможность освоить не только теорию, но и практику. Рабочие здесь повышают свою квалификацию, обучаются работе на станках с программным управлением. Пройти переобучение, повышение квалификации тут может любой желающий, по договору предприятия с СибГАУ. Планируется, что в этом году пройдут обучение около ста человек. И эти люди будут востребованы на любом производстве.
В НОЦ РКТ обучают операторов и наладчиков станков ЧПУ, технологов-программистов. В планах курс по специальности «спецмашины и устройства». НОЦ состоит из учебного класса и производственного участка. Учебный класс оснащен симуляторами, являющимися реальной копией систем управления, подключенными к компьютерам. Работа выстраивается поступательно, есть наглядные пособия. На производственном участке все станки надежно защищены. Новшеством для региона является интерактивное обучение — преподаватель может наблюдать за работой учащегося со своего рабочего места. В НОЦ проводятся и научно-исследовательские, опытно-технологические и опытно-конструкторские работы.
Ожидается, что в будущем такие системы дадут хорошие плоды.
— Есть надежда, что эти центры, вместе с такими структурами, как ООО «Хайденхайн» и им подобными, смогут в достаточно короткий промежуток времени обеспечить квалифицированными станочниками предприятия машиностроения региона, — продолжает Владимир Усаков, — но это только металлообработка. А что в других профессиях? На этот вопрос пока ответа нет. Более того, процесс «укрупнения» учреждений профтехобразования также не нацелен на решение проблемы — программной основы нет. Необходимо признать, что в сфере кадрового обеспечения производств нет ни понимания того, что делать, ни ресурсов для выхода из сложившегося положения. Особенно трудно в этой ситуации приходится производящим предприятиям «малого и среднего» бизнеса, где при исчезающих кооперационных связях предпринимаются попытки «выкрутиться» сиюминутными средствами, что ведет к потере темпа развития и делает еще более сложным процесс становления бизнеса как продуктивного. Что касается «стимулирования профессионального роста», то это сейчас реализуется индивидуально и точечно, сообразно обстоятельствам.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются подобные центры, — дефицит преподавательских кадров. Нередко приходится привлекать специалистов со стороны. Вариант решения — сотрудничество с крупными компаниями, которые умеют готовить преподавателей.
Как видно, для оптимизации процесса подготовки кадров еще многое предстоит сделать. На вопрос, какие меры нужно предпринять в первую очередь в данном направлении, специалисты отвечают следующее.

Владимир Усаков:
— В глобальном смысле — учить людей! Чему? — профессионализму, что по сути означает осознанное стремление к продуктивности. Именно об этом говорил президент в одном из своих выступлений в конце марта 2014 г.
Что касается частных задач, то их многообразие предполагает и вариативность подходов к их решению. Но есть и такие аспекты проблемы, которые характеризуются как общие. Рабочий делает то, что наработали для производства «яйцеголовые». И вот «смычку города с деревней» можно и даже необходимо (и у нас в регионе есть такая, уникальная по своей сути возможность) реализовать, создав на базе Сосновоборского автомеханического техникума, с размещением на прилегающем к нему пустыре, полномасштабного «Центра многоуровневой подготовки». Это системный проект, о котором мы в регионе говорим уже несколько лет. Полагаю, что всю полноту ответственности за задержку в его реализации должно нести Министерство образования и науки края.

Николай Терёхин:
— Для оптимизации процесса подготовки квалифицированных кадров в первую очередь надо, чтобы предприятия работали, выдавали собственную продукцию. У нас мало тех, кто сам что-то производит. Но если производство будет расти, будут нужны и новые квалифицированные кадры, подготовкой которых должны заниматься предприятия совместно с образовательными учреждениями.
Вывод очевиден: развитие производства невозможно без участия квалифицированных сотрудников, готовых постоянно совершенствовать свои навыки, профессиональный рост же будет успешным только при развитии технологий. Предприятия и научно-образовательные учреждения должны работать совместно, также им нужна поддержка со стороны власти. Внутри компаний стоит постоянно вести разъяснительную работу с сотрудниками о необходимости повышения квалификации, немаловажно и материальное поощрение.

Только так удастся обеспечить системный подход к подготовке кадров, который даст положительный результат.


Елена Лобода,
директор управления корпоративными коммуникациями и организационным развитием холдинга «Теплоком», г. Санкт-Петербург

Квалификация персонала — это то, чем компания может управлять для достижения стратегических целей. «Теплоком» заинтересован в профессионалах и готов растить, обучать, вкладываться в развитие. Причем вопрос не в открывающихся перспективах, а в оправданности инвестиций компании.
В нашем холдинге существует два направления обучения:  первое — повышение профессиональной квалификации, второе — управленческих навыков. В компании действует прозрачная и стройная  система корпоративного развития: все должны учиться всегда, и генеральный директор открыто заявляет, что топ-менеджеры, которые не хотят развиваться и не видят в этом перспектив, компании не интересны. Эта мысль каскадируется вниз на все уровни. Инвестируя в автоматизацию производства, мы понимаем, что работа на роботизированной линии требует дополнительного обучения сотрудников. Это делается за счет компании. Особые требования мы выдвигаем к уровню квалификации наших монтажных бригад: работа в подвалах с «живой» трубой, которая снабжает жилой дом горячей водой и теплом, может быть исполнена только  высокопрофессиональными специалистами — слишком высока цена ошибки.


«Промышленные страницы Сибири» №5 (89) май 2014 г.


Анна Кузьмина.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru