Сегодня понедельник 29 апреля 2024 г. 04:42
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№87февраль 2014Финансовые горы
Уголь: темные и светлые перспективы
Российскую угольную отрасль сегодня можно считать достаточно перспективной. Как показывают исследования, в нашей стране сконцентрирована третья часть всех мировых запасов угля. Кроме того, Россия является одним из самых значимых мировых поставщиков угля. В настоящее время она занимает второе место по запасам, третье — по экспорту и пятое место — по годовому объему добычи угля в мире. Добыча осуществляется частными предприятиями. И особо прибыльной и экономически эффективной отрасль стала с приходом стратегических инвесторов.

Как утверждают эксперты, на сегодняшний день ежегодная добыча угля по России варьируется в пределах 300 млн тонн. Распоряжением правительства РФ в январе 2012 года была утверждена «Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года». Ее реализация позволит нарастить добычу угля в стране в 1,4 раза — до 430 млн тонн в год.
В сибирском регионе угольная отрасль развита хорошо. У нас работают такие компании, как ОАО «СУЭК», ОАО УК «Кузбассразрезуголь», «Евраз» и т. д. Вырабатывается уголь разного качества и стоимости.
К примеру, только в Кузбассе действуют 120 угледобывающих предприятий и 40 обогатительных фабрик и установок. В 2013 году Кузбасс преодолел 200-миллионный рубеж, выдал 203 млн тонн угля, превысив тем самым на 1,5 млн показатели 2012 года. С приростом сработали многие компании. Объем переработки угля по итогам прошлого года — 145 млн тонн, что составляет 71,4% от общего объема добычи. В 2013 году в Кузбассе введены в эксплуатацию два угледобывающих предприятия и две обогатительные фабрики. В планах на текущий год освоение новых участков недр. Будет введена в эксплуатацию еще одна шахта и два разреза. В целом в 2014 году кузбасские угольщики планируют добыть около 205 млн тонн угля (по материалам «Росинформ-уголь»).
Конечно, о развитии угольной отрасли, как и любой другой, невозможно говорить, не касаясь ценовой политики. Основные составляющие цены на уголь — это его марка, способ добычи, местонахождение бассейна и доставка. У каждой марки свои характеристики, и чем выше параметры, тем дороже угольная продукция. Длительность транспортировки и способ доставки конечному потребителю играют важную роль в формировании цены на уголь. Естественно, чем затратнее перевозка, тем выше стоимость. Если говорить о способах добычи угля, то более дешевым является открытый — отсутствуют издержки, связанные с конструированием и обслуживанием шахт. При добыче подземным способом больших затрат требует сама техника, кроме того, используется немало человеческих ресурсов. Следовательно, стоимость угля, добытого таким способом, будет выше.
Стоит отметить, что сегодня цены на уголь четко не регламентированы, в связи с чем поставщики устанавливают их, базируясь на собственных издержках и позиции на рынке. Стоимость угля нередко может различаться у компаний, работающих внутри одного региона.
Ключевыми проблемами угольной промышленности являются стабилизация внутреннего рынка и транспортировка угля к потребителям как внутренним, так и внешним. Серьезное влияние на спрос, структуру, возможности производства и реализации продукции оказывает рост железнодорожных тарифов. При их постоянном увеличении экспорт становится доступным только крупным угледобывающим компаниям. К тому же наблюдается нестабильность цен на уголь на мировых рынках.
«Газета Кемерова» сообщает: «Прошедший год был очень сложным для всей угольной отрасли. Падение мировых цен на уголь привело к тому, что многие угледобывающие предприятия Кузбасса сейчас работают без прибыли, а некоторые — себе в убыток». Далее следует интервью с заместителем губернатора Кемеровской области по угольной промышленности и энергетике Андреем Гаммершмидтом, из которого выясняется, что одним из ключевых ограничителей отрасли является недостаточное развитие транспортной инфраструктуры. Издержки тут достигают в среднем 35—40% от конечной цены. Вторая проблема — низкий уровень использования угля в электроэнергетике. В России его доля в производстве электроэнергии составляет 26%. В США она равна 50%, в Китае — 75%. Сложности с переходом энергетики на уголь объясняются еще и низкой долей его переработки. Обогащение энергетических углей, по оценкам экспертов, в целом по стране составляет около 10—15%, а в Кузбассе доходит до 25%. Снизился спрос на уголь и со стороны металлургов. За этим последовало резкое падение цен, что вызвало у большинства предприятий острую необходимость сокращения инвестиционных программ и производственных издержек. Кризис в металлургии вызвал рост неплатежей за поставляемый уголь. Общая задолженность составляет 22 млрд руб., из них на долю металлургов приходится 20 млрд. Также увеличился дефицит доступных кредитных ресурсов, изменился курс рубля к доллару и евро. Кроме того, в результате финансового кризиса некоторым компаниям приходится снижать добычу угля, что значительно влияет на уровень заработной платы и размер социальных выплат. Снижение прибыли, полученной от реализации угля, привело к резкому спаду объема налоговых отчислений в областной бюджет. Объемы поставки угля на внутренний рынок снизились уже в 2012 г. В первую очередь это вызвано наличием больших запасов его на электростанциях. Во вторую — перераспределением топливного баланса в пользу более дешевых энергоносителей — газа, торфа. Ослабление конкуренции угля по отношению к другим источникам энергии вызвано в том числе и ростом ставок на его перевозку. Однако в текущем году угольные предприятия Кузбасса продолжают стабильно работать, обеспечивая прирост погрузки. Весь прирост добычи угля идет на экспорт. За 2012 год угольными компаниями Кузбасса отгружено более 100 миллионов тонн своей продукции в 48 стран ближнего и дальнего зарубежья. И одна из важных задач сегодня — сохранить «завоеванные» рынки и увеличить поставки угля в страны АТР.  Но единственный путь снизить зависимость от конъюнктуры цен на мировом рынке — развитие глубокой переработки угля на месте его добычи. Ведь в нем содержится огромное количество редкоземельных металлов — золото, серебро, олово, вольфрам, германий. Уголь — один из сотни востребованных продуктов, стоимость которых на порядок выше, чем его самого. Также, по мнению Гаммершмидта, в перспективе доля угля на рынке будет повышаться, и спрос на него в России в связи с изменением структуры запасов основных энергоносителей будет возрастать. Хотя уголь значительно уступает природному газу и нефти по затратным и экологическим показателям его использования, но перспективы развития мировой энергетики значительно зависят от ее ресурсной обеспеченности. В этом отношении угольная промышленность находится в гораздо лучшем положении, чем нефтяная и газовая, а следовательно, согласно долгосрочным прогнозам, является более перспективной отраслью ТЭК.
Из данного материала можно сделать вывод, что формирование цены на уголь — довольно сложный процесс, зависящий не только от себестоимости и затрат на его добычу и транспортировку, но и рыночной ситуации в целом. И надо заметить, что этот вид топлива будет востребован всегда. Падение же цен на угольном рынке — явление скорее временное, за ним обязательно последует повышение, что не может не отразиться на экономике региона и страны в целом. Осмелюсь предположить, что ситуация в Кемеровской области в той или иной степени применима ко всей Сибири.
Вот что говорит заместитель генерального директора по железнодорожным перевозкам ООО «Саяно-Партизанский разрез» (Красноярск) Евгений Соколов:
«О состоянии угольной отрасли Сибири в целом и о том, как изменение цен на уголь влияет на экономику страны, мне судить сложно. Наша компания добывает небольшие объемы угля. По сравнению с тем же Кузбассом это капля в море. В этом году мы планируем выйти на    500 тыс. тонн в год. Что касается изменения цен, то экспортная цена на уголь в 2014 году увеличится на 10%, так как растет курс доллара и повышается покупательский спрос. К тому же прогнозируется кризис, что может повлиять на изменение цен глобально. На внутреннем рынке повышение не будет значительным, возможно даже понижение. Делать какие-либо стратегические прогнозы на ближайшие годы я не рискую».
Дальнейшая судьба угольной промышленности действительно неоднозначна. Как утверждают специалисты, условия для реализации ее потенциала зависят от значительного расширения внутреннего рынка на длительный период через приоритетное использование угля в электроэнергетике, поиска и внедрения механизмов, позволяющих защитить экспорт российского угля от неблагоприятных колебаний конъюнктуры мирового рынка, масштабных инвестиций в рост производительности, а также технологической модернизации отрасли.
Пока идет устойчивый рост экспортных поставок при сокращении объемов внутреннего потребления. И с точки зрения текущих потребностей экспорт крайне необходим, так как он обеспечивает существенную часть выручки. Перспективы у российского угля на мировом рынке, конечно, имеются. И основной прирост будет обеспечен поставками в восточном направлении. Но с позиции долгосрочных интересов экспорт не является панацеей. И угледобывающим предприятиям стоит ориентироваться на внутренний рынок. Но для этого необходима технологическая реструктуризация производства, и качественные показатели должны прийти на смену количественным.
Наиболее востребованными на внутреннем рынке остаются энергетические угли. И до 2020 года, по прогнозам специалистов, доля работающих на угле электростанций возрастет до 31—38%. При этом произведенная на нем электроэнергия по цене будет равна полученной посредством сжигания газа. Есть мнение, что в результате либерализации газового рынка цены на газ и уголь в скором времени пересекутся, и станет выгоднее топить углем. Одним из факторов роста внутреннего потребления может стать ввод основных генерирующих мощностей, работающих на этом топливе. Также велик потенциал роста спроса на уголь при переходе цементных заводов на сухое производство и появлении новых мощностей — по экспертной оценке, в таком случае будет востребовано дополнительно до 20 млн тонн.
Развитие углехимической отрасли будет способствовать росту угледобывающей промышленности. Необходимо выводить уголь в качестве базового компонента на рынки химических продуктов, углеродных и композитных материалов. Также улучшать качество угольной продукции, создавать продукты с высокой добавленной стоимостью, начиная от стопроцентного обогащения угля до его комплексной переработки. Здесь, по мнению экспертов, перед Сибирью открываются широкие перспективы.
Все вышеперечисленное, безусловно, будет способствовать развитию отечественной угольной отрасли. Но увеличение спроса на уголь на внутреннем рынке не может не спровоцировать повышение его стоимости. А следовательно, возрастут тарифы на тепло- и электроэнергию, что неизбежно приведет к росту цен и на другие товары и услуги. Поэтому, как говорилось выше, необходима модернизация отрасли, внедрение технологий, позволяющих экономить на затратах при добыче угля. Это позволит снизить стоимость 1 киловатта электроэнергии в два-три раза. И, конечно, существенному спаду цен на уголь будет способствовать уменьшение стоимости перевозок. Последнее является одной из наиболее острых проблем, требующей совместного решения представителей транспортных компаний и властных структур.


Спецвыпуск журнала «Промышленные страницы Сибири» «Добывающая промышленность» №1-2014

P align=justify>Как утверждают эксперты, на сегодняшний день ежегодная добыча угля по России варьируется в пределах 300 млн тонн. Распоряжением правительства РФ в январе 2012 года была утверждена «Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года». Ее реализация позволит нарастить добычу угля в стране в 1,4 раза — до 430 млн тонн в год.
В сибирском регионе угольная отрасль развита хорошо. У нас работают такие компании, как ОАО «СУЭК», ОАО УК «Кузбассразрезуголь», «Евраз» и т. д. Вырабатывается уголь разного качества и стоимости.
К примеру, только в Кузбассе действуют 120 угледобывающих предприятий и 40 обогатительных фабрик и установок. В 2013 году Кузбасс преодолел 200-миллионный рубеж, выдал 203 млн тонн угля, превысив тем самым на 1,5 млн показатели 2012 года. С приростом сработали многие компании. Объем переработки угля по итогам прошлого года — 145 млн тонн, что составляет 71,4% от общего объема добычи. В 2013 году в Кузбассе введены в эксплуатацию два угледобывающих предприятия и две обогатительные фабрики. В планах на текущий год освоение новых участков недр. Будет введена в эксплуатацию еще одна шахта и два разреза. В целом в 2014 году кузбасские угольщики планируют добыть около 205 млн тонн угля (по материалам «Росинформ-уголь»).
Конечно, о развитии угольной отрасли, как и любой другой, невозможно говорить, не касаясь ценовой политики. Основные составляющие цены на уголь — это его марка, способ добычи, местонахождение бассейна и доставка. У каждой марки свои характеристики, и чем выше параметры, тем дороже угольная продукция. Длительность транспортировки и способ доставки конечному потребителю играют важную роль в формировании цены на уголь. Естественно, чем затратнее перевозка, тем выше стоимость. Если говорить о способах добычи угля, то более дешевым является открытый — отсутствуют издержки, связанные с конструированием и обслуживанием шахт. При добыче подземным способом больших затрат требует сама техника, кроме того, используется немало человеческих ресурсов. Следовательно, стоимость угля, добытого таким способом, будет выше.
Стоит отметить, что сегодня цены на уголь четко не регламентированы, в связи с чем поставщики устанавливают их, базируясь на собственных издержках и позиции на рынке. Стоимость угля нередко может различаться у компаний, работающих внутри одного региона.
Ключевыми проблемами угольной промышленности являются стабилизация внутреннего рынка и транспортировка угля к потребителям как внутренним, так и внешним. Серьезное влияние на спрос, структуру, возможности производства и реализации продукции оказывает рост железнодорожных тарифов. При их постоянном увеличении экспорт становится доступным только крупным угледобывающим компаниям. К тому же наблюдается нестабильность цен на уголь на мировых рынках.
«Газета Кемерова» сообщает: «Прошедший год был очень сложным для всей угольной отрасли. Падение мировых цен на уголь привело к тому, что многие угледобывающие предприятия Кузбасса сейчас работают без прибыли, а некоторые — себе в убыток». Далее следует интервью с заместителем губернатора Кемеровской области по угольной промышленности и энергетике Андреем Гаммершмидтом, из которого выясняется, что одним из ключевых ограничителей отрасли является недостаточное развитие транспортной инфраструктуры. Издержки тут достигают в среднем 35—40% от конечной цены. Вторая проблема — низкий уровень использования угля в электроэнергетике. В России его доля в производстве электроэнергии составляет 26%. В США она равна 50%, в Китае — 75%. Сложности с переходом энергетики на уголь объясняются еще и низкой долей его переработки. Обогащение энергетических углей, по оценкам экспертов, в целом по стране составляет около 10—15%, а в Кузбассе доходит до 25%. Снизился спрос на уголь и со стороны металлургов. За этим последовало резкое падение цен, что вызвало у большинства предприятий острую необходимость сокращения инвестиционных программ и производственных издержек. Кризис в металлургии вызвал рост неплатежей за поставляемый уголь. Общая задолженность составляет 22 млрд руб., из них на долю металлургов приходится 20 млрд. Также увеличился дефицит доступных кредитных ресурсов, изменился курс рубля к доллару и евро. Кроме того, в результате финансового кризиса некоторым компаниям приходится снижать добычу угля, что значительно влияет на уровень заработной платы и размер социальных выплат. Снижение прибыли, полученной от реализации угля, привело к резкому спаду объема налоговых отчислений в областной бюджет. Объемы поставки угля на внутренний рынок снизились уже в 2012 г. В первую очередь это вызвано наличием больших запасов его на электростанциях. Во вторую — перераспределением топливного баланса в пользу более дешевых энергоносителей — газа, торфа. Ослабление конкуренции угля по отношению к другим источникам энергии вызвано в том числе и ростом ставок на его перевозку. Однако в текущем году угольные предприятия Кузбасса продолжают стабильно работать, обеспечивая прирост погрузки. Весь прирост добычи угля идет на экспорт. За 2012 год угольными компаниями Кузбасса отгружено более 100 миллионов тонн своей продукции в 48 стран ближнего и дальнего зарубежья. И одна из важных задач сегодня — сохранить «завоеванные» рынки и увеличить поставки угля в страны АТР.  Но единственный путь снизить зависимость от конъюнктуры цен на мировом рынке — развитие глубокой переработки угля на месте его добычи. Ведь в нем содержится огромное количество редкоземельных металлов — золото, серебро, олово, вольфрам, германий. Уголь — один из сотни востребованных продуктов, стоимость которых на порядок выше, чем его самого. Также, по мнению Гаммершмидта, в перспективе доля угля на рынке будет повышаться, и спрос на него в России в связи с изменением структуры запасов основных энергоносителей будет возрастать. Хотя уголь значительно уступает природному газу и нефти по затратным и экологическим показателям его использования, но перспективы развития мировой энергетики значительно зависят от ее ресурсной обеспеченности. В этом отношении угольная промышленность находится в гораздо лучшем положении, чем нефтяная и газовая, а следовательно, согласно долгосрочным прогнозам, является более перспективной отраслью ТЭК.
Из данного материала можно сделать вывод, что формирование цены на уголь — довольно сложный процесс, зависящий не только от себестоимости и затрат на его добычу и транспортировку, но и рыночной ситуации в целом. И надо заметить, что этот вид топлива будет востребован всегда. Падение же цен на угольном рынке — явление скорее временное, за ним обязательно последует повышение, что не может не отразиться на экономике региона и страны в целом. Осмелюсь предположить, что ситуация в Кемеровской области в той или иной степени применима ко всей Сибири.
Вот что говорит заместитель генерального директора по железнодорожным перевозкам ООО «Саяно-Партизанский разрез» (Красноярск) Евгений Соколов:
«О состоянии угольной отрасли Сибири в целом и о том, как изменение цен на уголь влияет на экономику страны, мне судить сложно. Наша компания добывает небольшие объемы угля. По сравнению с тем же Кузбассом это капля в море. В этом году мы планируем выйти на    500 тыс. тонн в год. Что касается изменения цен, то экспортная цена на уголь в 2014 году увеличится на 10%, так как растет курс доллара и повышается покупательский спрос. К тому же прогнозируется кризис, что может повлиять на изменение цен глобально. На внутреннем рынке повышение не будет значительным, возможно даже понижение. Делать какие-либо стратегические прогнозы на ближайшие годы я не рискую».
Дальнейшая судьба угольной промышленности действительно неоднозначна. Как утверждают специалисты, условия для реализации ее потенциала зависят от значительного расширения внутреннего рынка на длительный период через приоритетное использование угля в электроэнергетике, поиска и внедрения механизмов, позволяющих защитить экспорт российского угля от неблагоприятных колебаний конъюнктуры мирового рынка, масштабных инвестиций в рост производительности, а также технологической модернизации отрасли.
Пока идет устойчивый рост экспортных поставок при сокращении объемов внутреннего потребления. И с точки зрения текущих потребностей экспорт крайне необходим, так как он обеспечивает существенную часть выручки. Перспективы у российского угля на мировом рынке, конечно, имеются. И основной прирост будет обеспечен поставками в восточном направлении. Но с позиции долгосрочных интересов экспорт не является панацеей. И угледобывающим предприятиям стоит ориентироваться на внутренний рынок. Но для этого необходима технологическая реструктуризация производства, и качественные показатели должны прийти на смену количественным.
Наиболее востребованными на внутреннем рынке остаются энергетические угли. И до 2020 года, по прогнозам специалистов, доля работающих на угле электростанций возрастет до 31—38%. При этом произведенная на нем электроэнергия по цене будет равна полученной посредством сжигания газа. Есть мнение, что в результате либерализации газового рынка цены на газ и уголь в скором времени пересекутся, и станет выгоднее топить углем. Одним из факторов роста внутреннего потребления может стать ввод основных генерирующих мощностей, работающих на этом топливе. Также велик потенциал роста спроса на уголь при переходе цементных заводов на сухое производство и появлении новых мощностей — по экспертной оценке, в таком случае будет востребовано дополнительно до 20 млн тонн.
Развитие углехимической отрасли будет способствовать росту угледобывающей промышленности. Необходимо выводить уголь в качестве базового компонента на рынки химических продуктов, углеродных и композитных материалов. Также улучшать качество угольной продукции, создавать продукты с высокой добавленной стоимостью, начиная от стопроцентного обогащения угля до его комплексной переработки. Здесь, по мнению экспертов, перед Сибирью открываются широкие перспективы.
Все вышеперечисленное, безусловно, будет способствовать развитию отечественной угольной отрасли. Но увеличение спроса на уголь на внутреннем рынке не может не спровоцировать повышение его стоимости. А следовательно, возрастут тарифы на тепло- и электроэнергию, что неизбежно приведет к росту цен и на другие товары и услуги. Поэтому, как говорилось выше, необходима модернизация отрасли, внедрение технологий, позволяющих экономить на затратах при добыче угля. Это позволит снизить стоимость 1 киловатта электроэнергии в два-три раза. И, конечно, существенному спаду цен на уголь будет способствовать уменьшение стоимости перевозок. Последнее является одной из наиболее острых проблем, требующей совместного решения представителей транспортных компаний и властных структур.


Спецвыпуск журнала «Промышленные страницы Сибири» «Добывающая промышленность» №1-2014

Анна Кузьмина.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru