Сегодня понедельник 29 апреля 2024 г. 10:05
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№87февраль 2014Технический сектор
Горючий пассажир
Первые трубопроводы для транспортировки газа делали из бамбука — в начале новой эры в Китае. Сегодняшние нефтегазовые магистрали выполняются из более долговечных материалов и оснащены новейшей электроникой. Это уже не просто трубы, а высокотехнологичное «транспортное средство».

 

P align=justify> 

 

Методы строительства трубопроводов постоянно совершенствуются. Так, в Уфимском государственном нефтяном техническом университете недавно разработана технология, развивающая метод микротоннелирования, который успешно применяется в отечественном трубопроводном строительстве уже более десяти лет.
Уфимские ученые предложили запорное устройство с приводом дистанционного управления для протаскивания трубопроводов, с использованием методики наклонно-направленного бурения. Технология помогает снизить силу трения между наружной поверхностью трубы и грунтом скважины. Соответственно, усилий для протаскивания трубы через естественные препятствия (под руслом реки, авто- или железнодорожной магистралью и т. п.) требуется меньше. Можно увеличить диаметр и длину подводного или подземного перехода. Кроме того, вероятность застревания (заклинивания) трубы в процессе ее протаскивания сводится к минимуму.

Гибкость для севера
Специально для строящейся трубопроводной системы «Заполярье  — Пурпе — Самотлор» специалистами компании «Транснефть» были созданы три новых вида наземных опор — неподвижные, продольно-подвижные и свободно-подвижные.
Неподвижные устанавливаются на сваях на расстоянии пятисот метров друг от друга. Между ними монтируются свободно-подвижные и продольно-подвижные — они поддерживают трубу.
Такая слаженная «командная» работа сохраняет целостность нефтепровода при возникновении температурных напряжений, нередких в арктическом климате. Труба может смещаться в осевом и поперечном направлениях без негативных последствий для себя.
Даже при падении двух опор нефтепровод останется на месте, а необходимая жесткость трубы сохранится. Феноменальная устойчивость обеспечивается инновационной конструкцией опор и компоновкой надземных участков.
Каждая опора базируется на сваях (от двух до восьми). Диаметр свайных оснований — 426 миллиметров, глубина погружения в грунт — 18 метров. Антикоррозионная защита — наружное двухслойное эпоксидное покрытие заводского нанесения. Новое техническое решение — заполнение полостей внутри свай сухими бетонными смесями вместо жидкого бетона. А чтобы основания опор не разогревали вечномерзлый грунт, используются  термостабилизаторы с новыми конструктивными решениями.
Подвижные опоры способны плавно скользить вместе с трубопроводом — благодаря установленным на их подошвах антифрикционным высокопрочным прокладкам из полимерных материалов (типа фторопласт).
Защитить шарнирные узлы от коррозии призваны антифрикционные втулки из полимерного высокопрочного материала. А взаимодействие опоры и трубопровода смягчают силоксановые прокладки. Это исключает повреждение оцинкованной оболочки и теплоизоляции трубы. И увеличивает срок службы нефтепровода до пятидесяти лет.

Стойкий полимер
«Классические» стальные трубы в магистральных нефте- и газопроводах постепенно теснят армированные полимерные. Их главное преимущество перед традиционной сталью — они не поддаются коррозии. Полиамид или полиэтилен, из которых состоит внутренний слой, — материалы инертные. Под воздействием нефти или газа не разрушаются. Армируются такие трубы синтетическими нитями — арамидом или полиэстером. И могут исправно пропускать через себя нефть и газ на протяжении пятидесяти лет и дольше.
Низкий вес полимерных труб намного упрощает их транспортировку и укладку. В некоторых случаях они могут скрепляться с помощью сварки встык — процесс строительства трубопровода ускоряется.

В зоне турбулентности
Увеличить «проходимость» магистральных нефтепроводов (объем перекачиваемой нефти) помогают противотурбулентные присадки. Современные присадки — это суспензия высокомолекулярного полимера в жидкой дисперсионной среде: воде, масле растительного происхождения, высших спиртах, гликолях и других.
Они снижают гидравлическое сопротивление — трение жидкости при ее течении в трубопроводе. Позволяют сохранить нужный напор и увеличить пропускную способность «трубы», что особенно важно в период пиковой нагрузки.
Энергозатраты на транспортировку нефти уменьшаются — энергоэффективность работы трубопроводной системы возрастает. Кроме того, снижение гидравлического сопротивления избавляет от необходимости строительства новых нефтеперекачивающих станций и лупингов.
При течении нефтяной системы с присадкой вязкоупругие «капли» полимера, имеющие размеры на 3—4 порядка больше, чем молекулы жидкости, смещаются к стенке трубопровода. Здесь образуется специфический слой гидродинамически активного полимера, являющийся составной частью движущегося объема жидкости. Таким образом, противотурбулентные присадки существенным образом перестраивают течение вблизи внутренней поверхности стенки трубы и создают эффект гидравлически гладкого трубопровода. При этом уменьшается частота образования вихревых структур в потоке жидкости и поглощается часть энергии турбулентных выбросов. Как следствие, снижается турбулентное трение. За счет эффекта воздействия присадки изменяется внутренняя структура потока, а именно происходит возрастание скорости потока в пристеночной зоне и значительное увеличение размера переходной зоны. Именно этот эффект позволяет обеспечить увеличение объемов перекачиваемой жидкости.

 

Микроволны против вязкости
Решать проблему транспортировки тяжелых высоковязких нефтей сегодня предлагается с помощью микроволн. Микроволновое облучение нефти в течение определенного времени изменяет ее микроструктуру: она становится менее вязкой и более текучей.
Методика, по мнению разработчиков, вполне способна конкурировать с привычным способом, который применяется при транспортировке нефти на дальние расстояния, — методом ее подогрева. При облучении микроволнами нефть тоже разогревается, однако механизм нагрева другой: более быстрый, эффективный и экологически чистый.
Учеными Сианьского нефтяного университета и Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина был проведен эксперимент, в котором «участвовали» образцы тяжелой нефти месторождений Шэнли, Даган и Туха. После микроволнового облучения снижение вязкости нефти составило от 21 до 43%.

Внутренний контроль
Нефте- и газодобыча «забирается» все дальше на север и в труднодоступные горные районы. Прокладывать трубопроводы приходится во все более экстремальных условиях. Вечная мерзлота, гористая местность,  сильно изрезанный ландшафт, возможная сейсмическая активность, резкие перепады температур наружного воздуха… Под воздействием этих и других факторов трубы могут деформироваться и менять свою конфигурацию в пространстве. А это грозит авариями и утечками.
Отслеживать положение трубопровода специалисты ОАО ЦТД «Диаскан» предложили с помощью специального прибора. Он движется внутри трубы — вдоль ее оси. И управляется инерциальной навигационной системой. Этот автономный метод навигации не требует внешних ориентиров или сигналов извне. Можно контролировать изменения радиусов изгиба трубы еще до того момента, когда они перейдут в опасное состояние.
Первый такой дефектоскоп начал работать в июле 2012 года на нефтепроводе ВСТО. Было обнаружено несколько участков, где наблюдалось постепенное перемещение трубы. В основном  в зонах резкого перепада высот, например на склоне оврага.

Вопрос частоты
«Одна из последних разработок в области трубопроводного транспорта — использование частотно-регулируемого электропривода насосных агрегатов, — говорит Александр Николаевич Сокольников, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой проектирования и эксплуатации газонефтепроводов института нефти и газа СФУ. — Это позволяет существенно снизить затраты на обслуживание технологического оборудования и электроснабжения».
Специалисты ООО УК «Группа ГМС» пришли к выводу, что правильный подбор насоса и оптимизация существующей насосной системы позволяют сэкономить до 40% электроэнергии, затрачиваемой на ее работу. При этом необходимо учитывать, что иногда приходится перекачивать меньше нефти, чем максимальные проектные объемы. Решить проблему помогают устройства регулирования частоты вращения роторов, а также использование сменных роторов и сменных проточных частей.

Автоматика forever
Ближайшее технологическое будущее трубопроводного транспорта, по мнению специалистов, — полная автоматизация процесса перекачки нефти и газа. Это телемеханический контроль за состоянием линейной части и основного оборудования с автоматическим поддержанием заданных параметров. Совершенствование систем обнаружения утечек, выхода нефти, хищений и несанкционированных врезок.
С продвижением нефте- и газодобычи на север еще большую актуальность обретет создание и совершенствование технологий и оборудования, способных работать в условиях низких температур и вечной мерзлоты.


 

Александр Чупин,
кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой  проектирования и эксплуатации газонефтепроводов института нефти и газа СФУ

За последние десять лет в России было построено и введено в эксплуатацию около двадцати тысяч километров магистральных нефте- и газопроводов. Самые значимые  —  «Восточная Сибирь — Тихий океан» и «Северный поток».
Требования к надежности, безопасности и экологичности трубопроводных систем постоянно повышаются. Совершенствуется нормативная база.
Идет замена морально устаревших технологий и оборудования. Для прокладки трубопроводов все чаще используется способ микротоннелирования. Применяются современные изоляционные покрытия, стали особо высокой прочности. Внедряются средства автоматизации управления работой трубопроводов, позволяющие обеспечить их оптимальное функционирование по заданным параметрам. Используются постоянно совершенствующиеся внутритрубные инспекционные снаряды, с помощью которых можно своевременно выявлять дефекты и планировать текущий и капитальный ремонты. Все это повышает качество и безопасность транспортировки нефти и газа.


Спецвыпуск журнала «Промышленные страницы Сибири» «Добывающая промышленность» №1-2014

Наталья Демшина.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru