Сегодня воскресенье 28 апреля 2024 г. 16:57
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№20апрель 2008Транспорт, спецтехника
Уплотнить вибрацией
Дороги традиционно считаются одной из двух российских бед. При этом дорожные строители, когда речь заходит о качестве их работы, обычно ссылаются на суровый климат с резкими перепадами температуры. Однако в Финляндии, например, климат не намного мягче, а вот дороги гораздо лучше. Так что, возможно, дело не в климате. А, например, в том, что наши дорожники до сих пор используют устаревшее оборудование. Применение виброкатков, виброплит и виброштампов могло бы существенно улучшить качество их работы.

Для того, чтобы дорожное полотно служило долго, нужно выполнить множество операций, в частности — подготовить грунт под будущей трассой. Расчистить основание под будущей дорогой до уровня несущих глинистых пластов, подготовить на нем «слоеный пирог» из щебня (желательно кубовидного) и гравийно-песчаной смеси. Причем каждый такой слой нужно тщательно утрамбовать. Потом уже на эту подготовленную «подушку» нанести качественную асфальтобетонную смесь — и опять, особенно тщательно ее утрамбовать. Вопрос выбора качественной уплотнительной техники встает сам собой. К сожалению, нередко еще на наших дорогах можно наблюдать, как на кое-как подготовленное основание лопатами (а не асфальтоукладчиком) разбрасывается асфальт, который потом утюжится небольшим — 1,5 — 2 тонны — катком. Причем явно без приставки «вибро». Между тем, во всем мире такие катки справедливо считаются тротуарными. Конечно, ожидать долгой службы от дорог при таком подходе к их созданию не приходится.
Эта ситуация тем более удивительна, что современная уплотнительная техника сегодня представлена на нашем рынке достаточно широко. Обычно такая техника использует в своей работе принцип вибрации — направленных колебательных движений. Виброкатки, виброплиты, виброштампы — в чем их преимущества и способны ли они справиться со «второй российской бедой»?
Катки с приставкой «вибро»
Обычные дорожные катки уплотняют грунт или асфальтобетонную смесь за счет массы вальца. Такие катки давно известны и применяются очень широко. Однако для того, чтобы добиться хорошего показателя уплотнения, особенно на сложных грунтах и при большой толщине дорожного покрытия, приходится использовать очень тяжелые аппараты, которые из-за их веса трудно транспортировать.
Альтернатива наращиванию массы — изменение принципа воздействия. Виброкатки уплотняют грунт или асфальт не только массой вальца, но и направленными вертикальными колебательными движениями — вибрацией вальца. Такой эффект достигается за счет вращения дебалансного вала, который создает центробежную силу, «бросающую» валец вверх-вниз. За счет вибрации уплотняющее воздействие таких катков намного превосходит показатели обычных аппаратов, сравнимых по массе. А значит, качество уплотнения будет более высоким, причем за меньшее количество проходов.
Еще один плюс виброкатков — возможность выбирать режим воздействия, «дозировать» значение уплотнения в зависимости от трамбуемого материала, его состояния и толщины слоя. На большинстве моделей есть два режима вибрирования — сильный и слабый, которые изменяются путем увеличения или уменьшения амплитуды колебаний вальца в два раза (не считая режима отключения вибрации — тогда каток может использоваться как обычный). Впрочем, известно, что вибрация характеризуется двумя показателями — частотой и амплитудой совершаемых колебательных движений. Некоторые современные модели виброкатков позволяют регулировать оба этих показателя. Сейчас существуют виброкатки с 3, 4 или 5 амплитудами при одной, двух и даже трех частотах колебаний вальца. Комбинируя амплитуду и частоту, можно подобрать необходимый режим воздействия.
Другой вариант изменения режима воздействия на уплотняемую среду — применение вибровозбудителей с направленными колебаниями, которые позволяют плавно поворачивать направление вектора суммарной центробежной силы. За счет этого каток позволяет в широких пределах варьировать силу воздействия.
Но как определить, какая именно сила воздействия на среду необходима в каждом конкретном случае? Некоторые модели виброкатков оснащаются комплексами приборов контроля качества уплотнения грунтов. Основываясь на их данных, оператор может выбрать оптимальный режим уплотнения.
Впрочем, «человеческий фактор» можно и иск­лючить. Последние веяния в деле создания виброкатков — системы автоматического регулирования силовых воздействий в соответствии с показаниями приборов, контролирующих качество уплотнения. То есть роль оператора берет на себя автоматика, которая изменяет режимы уплотнения в зависимости от состояния грунта или асфальта, которое сама же и определяет. Примеры таких систем — Bomag Asphalt Manager немецкой компании Bomag или Ammann Compaction Expert от немецкой же Ammann. Роль оператора при применении таких систем сводится лишь к выбору маршрутов трамбовки да к контролю над автоматикой.
Виброкатки производят множество фирм по всему миру, в том числе и отечественные. Однако к «законодателям мод» в этой сфере они, к сожалению, явно не относятся. Признанные лидеры создания современной уплотнительной техники — компании Bomag, Caterpillar, Dynapac, Hamm, Ingersoll-Rand и т. д. Сейчас продукция этих фирм достаточно широко представлена на сибирском рынке дорожной техники. Отрадно, что все чаще виброкатки этих компаний можно встретить и на наших улицах.
Спецтехника для спецусловий
Однако виброкатки, при всей своей универсальности, применимы далеко не в любых условиях. Как быть, если нужно уплотнить «свежий» бетон внутри здания, грунт в узкой траншее, вокруг опор или свай? В этих случаях на помощь виброкаткам приходят их уменьшенные аналоги — виброплиты и виброштампы.
Принцип работы виброплиты — такой же, как и у виброкатка: создание встроенным вибратором центробежной силы с большой частотой, воздей­ствующей на уплотняемый материал. Только вместо вальца колебания на уплотняемую среду передает массивная плита. Виброплиты получили широкое распространение благодаря своей компактности и высокой производительности. Двигатели вибро­плит могут быть как электрическими, так и бензиновыми или дизельными. Управляет виброплитой один рабочий, «ведущий» ее впереди себя за специальную ручку, изолированную от вибрации. Впрочем, необязательно впереди себя — реверсивные виброплиты способны двигаться в обоих направлениях, что упрощает процесс трамбовки.
Если же ограниченность пространства исключает применение даже виброплит, единственный выход — использование виброштампов. По виду они несколько напоминают отбойные молотки, и управляются так же. Небольшая трамбующая площадка (штамп) позволяет добраться до самых маленьких участков неуплотненного грунта. При этом, несмотря на небольшие размеры, качество уплотнения виброштампами достаточно высокое.
Виброплиты и виброштампы сегодня используются не только при строительстве дорог. Практически ни одна крупная стройка — будь то возведение жилого комплекса, торгового центра или промышленного цеха — сегодня без них не обходится.
Очевидно, что результат работы людей во многом зависит от качества используемой ими техники. Так что широкое применение строителями виброштампов, виброплит и виброкатков — залог того, что наши дороги с каждым годом будут становиться лучше.


Инженер отдела комплектации оборудования компании «Энергострой» Илья Фомин:

«На сегодняшний день очень популярной стала техника южнокорейского производителя «JDA» и китайского производителя «MASALTA». Вибротехника данных марок по соотношению цена-качество имеет лучшие показатели в сравнении с другими мировыми брендами, и она более выгодна в эксплуатации, при этом сохраняется высокое качество выполняемых работ».

Влад Володин.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru