Сегодня пятница 3 мая 2024 г. 00:07
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№81август 2013Тема номера
Степень готовности
Сибирь — главная нефте- и газодобывающая база России, основную часть углеводородов «отправляет» за пределы округа в сыром виде. Можем ли мы перерабатывать больше у себя дома?

На территории СФО добывается более двух третей российских нефти и газа. На территории Российской Федерации находятся три крупных нефтяные базы: Западно-Сибирская, Волго-Уральская и Тимано-Печерская.
Основная из них — Западно-Сибирская. Это крупнейший нефтегазоносный бассейн мира.
Перерабатывается же в Сибири не больше 15-20% добытого. Остальное углеводородное сырье по центральным нефтепроводам перекачивается в другие регионы России и за ее пределы. По веткам «Нижневартовск — Анжеро-Судженск — Красноярск и Туймазы — Омск — Новосибирск — Ангарск — к нефтепроводу «Дружба», а оттуда — в Казахстан, Украину, на Северный Кавказ и в Европу. В восточном направлении по нефтепроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан» («ВСТО») углеводороды идут в Приморский край, Южную Корею и Китай.
Основная часть российских нефтеперерабатывающих заводов разместилась на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва и так далее), на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе).

Переработка от А до Я
Основной прирост добычи нефти приходится на Красноярский край, где «Роснефть» существенно нарастила объем добычи на Ванкорском месторождении. Значительно увеличилась добыча нефти на Верхнечонском, Ярактинском и Марковском месторождениях в Иркутской области, Талаканском месторождении в Республике Саха (Якутия).
В Западносибирском и Восточносибирском регионах находятся три крупных завода по переработке углеводородов: Омский НПЗ (ОАО «Газпромнефть»), Ачинский НПЗ и Ангарская НХК (ОАО «НК «Роснефть»). Кроме того, в округе работает 13 мини-НПЗ.
На основных предприятиях производится вся номенклатура продукции: от газов для бытовых нужд и нефтехимии до конечного продукта — кокса (Омский НПЗ, АНХК).
На Ачинском нефтеперерабатывающем заводе ежегодно перерабатывается более семи миллионов тонн нефти. Производство готовых продуктов — около семи миллионов тонн. Завод специализируется на моторном и авиационном топливе, номенклатура продукции — более ста наименований.
Второй по мощности, Ангарский НПЗ, перерабатывает около 11 миллионов тонн сырой нефти в год. И выпускает около 9 млн т товарной продукции: более двухсот наименований, в том числе бензин, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей, различные марки битума, кокса, масел.
Самый крупный в Сибири, Омский НПЗ, в 2012 году переработал 20,95 млн т нефти. В первом полугодии 2013 года было переработано 10,34 млн т сырой нефти. Произведено 2,36 млн т автомобильных бензинов — на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Здесь выпускаются автомобильный бензин, авиационное и судовое топливо, дизельное топливо, газойли, мазут, бензол, битум, серная кислота, бытовые газы, автомобильный газ и другие продукты.

По трубе и не только
Готовая продукция сибирских НПЗ реализуется в пределах самого региона,  поставляется в европейскую часть России и на экспорт. «Транспортировать по нефтегазопроводам можно не только сырую нефть и газ, но и продукты их переработки, — объясняет Владимир Твердохлебов, заместитель директора Института нефти и газа СФУ по реализации инновационных проектов стратегического развития, профессор, доктор химических наук. — Ангарский НПЗ, например, сегодня транспортирует реактивное топливо (для самолетов) по трубопроводам. Это очень выгодно, это самый рентабельный вид транспорта для перекачки углеводородного сырья и нефтепродуктов».
Применяются и другие способы доставки — автомобильный, водный, железнодорожный транспорт. Часто до конечного потребителя продукция сибирских нефтеперерабатывающих заводов доходит в несколько этапов — с использованием нескольких видов транспорта.

Будем строить?
После запуска самого молодого в стране, Ачинского нефтеперерабатывающего завода, ни одного нового предприятия в этой сфере в России построено не было.
Казалось бы, где, как не в Сибири, создавать новые мощности по переработке углеводородов? Однако, по мнению специалистов, это весьма проблематично. Нефти и газа в сибирских недрах, действительно, пока достаточно. А вот людей, которые могли бы обслуживать заводы по их переработке, — катастрофически не хватает. Плотность населения в зауральской части России слишком низкая. Работать на новых производствах некому. Завозить же кадры из других регионов — занятие очень дорогостоящее.  
Второй момент не в пользу строительства новых нефтеперерабатывающих заводов — недостаток энергоресурсов, который наблюдается в части субъектов СФО. Переработка углеводородов — процесс энергоемкий. А вырабатываемая в регионе электроэнергия уже «поделена» между действующими или будущими крупными потребителями других отраслей — в Сибири и других районах страны.
Владимир Твердохлебов говорит: «Чтобы построить в Сибири новые предприятия по переработке нефти и газа, необходимы серьезные инвестиции, а также людские и энергоресурсы. Но на территории Западной и Восточной Сибири, где добывается большая часть российского углеводородного сырья, плотность населения невысокая. Поэтому строительство подобных крупных заводов здесь довольно проблематично».
«Сегодня, на мой взгляд, единственный реальный путь увеличения объемов переработки нефти и газа в Сибири — запускать на полную мощность уже действующие предприятия и увеличивать глубину переработки углеводородов, — продолжает он. — Доводить ее до сегодняшнего мирового уровня — 90-95%. На Ачинском нефтеперерабатывающем заводе, например, уже сегодня  выпускаются высококачественные виды топлива, отвечающие современным стандартам ЕВРО-4,5. А с пуском установок коксования и мягкого гидрокрекинга глубина переработки увеличится до 93%, что повысит выпуск товарной продукции почти на 2 млн т в год», — прогнозирует ученый.

Углубление переработки
Поэтому пока единственную возможность увеличить объемы переработки нефти и газа «у себя дома», в самой Сибири, эксперты видят только в максимальной загрузке имеющихся мощностей, расширении действующей производственной базы и увеличении глубины переработки сырья. Что, собственно, и происходит.
На всех сибирских заводах с каждым годом перерабатывается больше углеводородов. Реализуются и запускаются программы модернизации производства. За последние десять лет объем ежегодной переработки нефти на НПЗ Восточной Сибири и Дальнего Востока увеличился почти на 10 миллионов тонн, прежде всего за счет повышения уровня загрузки существующих мощностей с 47 до 94%.
Предприятия постепенно переходят на преимущественный выпуск высокооктановых бензинов классов Евро-4 и 5. В 2012 году на Омском НПЗ был введен в эксплуатацию комплекс гидрооблагораживания моторных топлив, включающий установку гидроочистки бензинов каталитического крекинга и установку гидроочистки дизельных топлив. Это позволило заводу полностью перейти на выпуск высокооктановых бензинов 4 и 5 классов, а также начать производство дизельного топлива 4 и 5 классов.
К концу 2016 года на заводе планируется построить новый комплекс первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ. После его ввода из эксплуатации будет выведено 3 установки первичной переработки нефти предыдущего поколения.
Пуск в 2017 году установки замедленного коксования позволит увеличить глубину переработки и объем выпуска светлых нефтепродуктов. Комплекс глубокой переработки нефти, в состав которого войдут установки гидрокрекинга вакуумного газойля, производства серы, производства водорода, будет построен к 2018 году.

Перспективные рынки
В том, что продукция сибирских НПЗ даже при значительном увеличении объемов производства будет востребована на региональном, российском и мировом рынке, специалисты не сомневаются. Ведь, несмотря на то, что транспортировка сырых нефти и газа считается менее затратной, чем продуктов их переработки, строительство новых заводов – занятие хлопотное.  
«Конечно, удобнее и выгоднее перерабатывать нефть и газ там, где находятся основные потребители, — говорит Владимир Твердохлебов. — Однако, как правило, там, где есть большая потребность в продукции нефтегазохимии, уже работает много предприятий другого профиля. И возникает проблема энергообеспечения новых производств. А также кадровый вопрос. Поэтому для каждого региона нужно проводить экономические расчеты, которые покажут, насколько выгодно строить новые производства».
Что касается поставок сырых сибирских углеводородов, то в этом отношении перспективными сегодня называют страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Ввиду сокращения европейского рынка энергоресурсов возникла идея «восточного поворота» западносибирских ресурсов нефти и газа.  В качестве своих основных будущих покупателей нефтедобытчики Сибири рассматривают Китай, Южную Корею, Японию, Сингапур, Филиппины, Тайвань и США. Так, совокупный годовой импорт нефти и нефтепродуктов Японии, Кореи и Тайваня — более 450 млн т, сжиженного газа — 102 млрд м3. Зависимость этих рынков от ближневосточных и южно-азиатских поставщиков и стремление правительств этих государств диверсифицировать импорт нефти и газа открывают существенные перспективы для сбыта российских углеводородов. Основным импортером газа намечается Китайская Народная Республика.


"Промышленные страницы Сибири" №10 (81) спецвыпуск «Добывающая промышленность» 2013 г.

На территории СФО добывается более двух третей российских нефти и газа. На территории Российской Федерации находятся три крупных нефтяные базы: Западно-Сибирская, Волго-Уральская и Тимано-Печерская.
Основная из них — Западно-Сибирская. Это крупнейший нефтегазоносный бассейн мира.
Перерабатывается же в Сибири не больше 15-20% добытого. Остальное углеводородное сырье по центральным нефтепроводам перекачивается в другие регионы России и за ее пределы. По веткам «Нижневартовск — Анжеро-Судженск — Красноярск и Туймазы — Омск — Новосибирск — Ангарск — к нефтепроводу «Дружба», а оттуда — в Казахстан, Украину, на Северный Кавказ и в Европу. В восточном направлении по нефтепроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан» («ВСТО») углеводороды идут в Приморский край, Южную Корею и Китай.
Основная часть российских нефтеперерабатывающих заводов разместилась на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва и так далее), на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе).

Переработка от А до Я
Основной прирост добычи нефти приходится на Красноярский край, где «Роснефть» существенно нарастила объем добычи на Ванкорском месторождении. Значительно увеличилась добыча нефти на Верхнечонском, Ярактинском и Марковском месторождениях в Иркутской области, Талаканском месторождении в Республике Саха (Якутия).
В Западносибирском и Восточносибирском регионах находятся три крупных завода по переработке углеводородов: Омский НПЗ (ОАО «Газпромнефть»), Ачинский НПЗ и Ангарская НХК (ОАО «НК «Роснефть»). Кроме того, в округе работает 13 мини-НПЗ.
На основных предприятиях производится вся номенклатура продукции: от газов для бытовых нужд и нефтехимии до конечного продукта — кокса (Омский НПЗ, АНХК).
На Ачинском нефтеперерабатывающем заводе ежегодно перерабатывается более семи миллионов тонн нефти. Производство готовых продуктов — около семи миллионов тонн. Завод специализируется на моторном и авиационном топливе, номенклатура продукции — более ста наименований.
Второй по мощности, Ангарский НПЗ, перерабатывает около 11 миллионов тонн сырой нефти в год. И выпускает около 9 млн т товарной продукции: более двухсот наименований, в том числе бензин, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей, различные марки битума, кокса, масел.
Самый крупный в Сибири, Омский НПЗ, в 2012 году переработал 20,95 млн т нефти. В первом полугодии 2013 года было переработано 10,34 млн т сырой нефти. Произведено 2,36 млн т автомобильных бензинов — на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Здесь выпускаются автомобильный бензин, авиационное и судовое топливо, дизельное топливо, газойли, мазут, бензол, битум, серная кислота, бытовые газы, автомобильный газ и другие продукты.

По трубе и не только
Готовая продукция сибирских НПЗ реализуется в пределах самого региона,  поставляется в европейскую часть России и на экспорт. «Транспортировать по нефтегазопроводам можно не только сырую нефть и газ, но и продукты их переработки, — объясняет Владимир Твердохлебов, заместитель директора Института нефти и газа СФУ по реализации инновационных проектов стратегического развития, профессор, доктор химических наук. — Ангарский НПЗ, например, сегодня транспортирует реактивное топливо (для самолетов) по трубопроводам. Это очень выгодно, это самый рентабельный вид транспорта для перекачки углеводородного сырья и нефтепродуктов».
Применяются и другие способы доставки — автомобильный, водный, железнодорожный транспорт. Часто до конечного потребителя продукция сибирских нефтеперерабатывающих заводов доходит в несколько этапов — с использованием нескольких видов транспорта.

Будем строить?
После запуска самого молодого в стране, Ачинского нефтеперерабатывающего завода, ни одного нового предприятия в этой сфере в России построено не было.
Казалось бы, где, как не в Сибири, создавать новые мощности по переработке углеводородов? Однако, по мнению специалистов, это весьма проблематично. Нефти и газа в сибирских недрах, действительно, пока достаточно. А вот людей, которые могли бы обслуживать заводы по их переработке, — катастрофически не хватает. Плотность населения в зауральской части России слишком низкая. Работать на новых производствах некому. Завозить же кадры из других регионов — занятие очень дорогостоящее.  
Второй момент не в пользу строительства новых нефтеперерабатывающих заводов — недостаток энергоресурсов, который наблюдается в части субъектов СФО. Переработка углеводородов — процесс энергоемкий. А вырабатываемая в регионе электроэнергия уже «поделена» между действующими или будущими крупными потребителями других отраслей — в Сибири и других районах страны.
Владимир Твердохлебов говорит: «Чтобы построить в Сибири новые предприятия по переработке нефти и газа, необходимы серьезные инвестиции, а также людские и энергоресурсы. Но на территории Западной и Восточной Сибири, где добывается большая часть российского углеводородного сырья, плотность населения невысокая. Поэтому строительство подобных крупных заводов здесь довольно проблематично».
«Сегодня, на мой взгляд, единственный реальный путь увеличения объемов переработки нефти и газа в Сибири — запускать на полную мощность уже действующие предприятия и увеличивать глубину переработки углеводородов, — продолжает он. — Доводить ее до сегодняшнего мирового уровня — 90-95%. На Ачинском нефтеперерабатывающем заводе, например, уже сегодня  выпускаются высококачественные виды топлива, отвечающие современным стандартам ЕВРО-4,5. А с пуском установок коксования и мягкого гидрокрекинга глубина переработки увеличится до 93%, что повысит выпуск товарной продукции почти на 2 млн т в год», — прогнозирует ученый.

Углубление переработки
Поэтому пока единственную возможность увеличить объемы переработки нефти и газа «у себя дома», в самой Сибири, эксперты видят только в максимальной загрузке имеющихся мощностей, расширении действующей производственной базы и увеличении глубины переработки сырья. Что, собственно, и происходит.
На всех сибирских заводах с каждым годом перерабатывается больше углеводородов. Реализуются и запускаются программы модернизации производства. За последние десять лет объем ежегодной переработки нефти на НПЗ Восточной Сибири и Дальнего Востока увеличился почти на 10 миллионов тонн, прежде всего за счет повышения уровня загрузки существующих мощностей с 47 до 94%.
Предприятия постепенно переходят на преимущественный выпуск высокооктановых бензинов классов Евро-4 и 5. В 2012 году на Омском НПЗ был введен в эксплуатацию комплекс гидрооблагораживания моторных топлив, включающий установку гидроочистки бензинов каталитического крекинга и установку гидроочистки дизельных топлив. Это позволило заводу полностью перейти на выпуск высокооктановых бензинов 4 и 5 классов, а также начать производство дизельного топлива 4 и 5 классов.
К концу 2016 года на заводе планируется построить новый комплекс первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ. После его ввода из эксплуатации будет выведено 3 установки первичной переработки нефти предыдущего поколения.
Пуск в 2017 году установки замедленного коксования позволит увеличить глубину переработки и объем выпуска светлых нефтепродуктов. Комплекс глубокой переработки нефти, в состав которого войдут установки гидрокрекинга вакуумного газойля, производства серы, производства водорода, будет построен к 2018 году.

Перспективные рынки
В том, что продукция сибирских НПЗ даже при значительном увеличении объемов производства будет востребована на региональном, российском и мировом рынке, специалисты не сомневаются. Ведь, несмотря на то, что транспортировка сырых нефти и газа считается менее затратной, чем продуктов их переработки, строительство новых заводов – занятие хлопотное.  
«Конечно, удобнее и выгоднее перерабатывать нефть и газ там, где находятся основные потребители, — говорит Владимир Твердохлебов. — Однако, как правило, там, где есть большая потребность в продукции нефтегазохимии, уже работает много предприятий другого профиля. И возникает проблема энергообеспечения новых производств. А также кадровый вопрос. Поэтому для каждого региона нужно проводить экономические расчеты, которые покажут, насколько выгодно строить новые производства».
Что касается поставок сырых сибирских углеводородов, то в этом отношении перспективными сегодня называют страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Ввиду сокращения европейского рынка энергоресурсов возникла идея «восточного поворота» западносибирских ресурсов нефти и газа.  В качестве своих основных будущих покупателей нефтедобытчики Сибири рассматривают Китай, Южную Корею, Японию, Сингапур, Филиппины, Тайвань и США. Так, совокупный годовой импорт нефти и нефтепродуктов Японии, Кореи и Тайваня — более 450 млн т, сжиженного газа — 102 млрд м3. Зависимость этих рынков от ближневосточных и южно-азиатских поставщиков и стремление правительств этих государств диверсифицировать импорт нефти и газа открывают существенные перспективы для сбыта российских углеводородов. Основным импортером газа намечается Китайская Народная Республика.


"Промышленные страницы Сибири" №10 (81) спецвыпуск «Добывающая промышленность» 2013 г.

Наталья Дёмшина.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru