Сегодня пятница 3 мая 2024 г. 07:03
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№81август 2013Тема номера
Ода модернизации угольной промышленности
Оздоровление угольной отрасли нашей страны идет уже более двадцати лет. И справедливости ради стоит заметить, что определенные успехи есть, да и сами предприятия в модернизацию действительно включились полностью, а не по касательной. Конкуренты на мировом рынке уже наступают на пятки в буквальном смысле слова, а главные потребители откровенно заявляют о том, что не прочь перейти на альтернативные углю источники энергии, если уголь не подешевеет. А как снижать издержки? Выход один – все на модернизацию!

История отечественных модернизаций угольной промышленности на самом деле довольно скудна. Впервые о том, что легендарную отрасль все-таки нужно ставить на новые рельсы – сначала рыночные, а потом и инновационные, – заговорили еще в 1990 году. Тогда начали, прямо скажем, не очень: значительную часть шахт и разрезов закрыли под прикрытием нерентабельности даже в тех городах и поселках, где угольные предприятия были градообразующими. Главной целью той «модернизации» стала передача отрасли на попечение в частные руки. Ожидалось, что частная собственность заставит новых владельцев лучше забиться о своих активах, но многие не пожелали поднимать отрасль, решив окончательно закрыть часть предприятий, особо не разбираясь ни в социальных, ни в экономических, ни в геополитических нюансах.
Затем наступило затишье: угольщики добывали и отправляли сырье либо в производство, либо на экспорт, владельцы подсчитывали доход, а власти радовались новым успехам отрасли, которую еще совсем недавно сами же считали бесперспективной абсолютно. Что ж, повод для радости был не плохой: объем добычи и экспорта российского угля вырос почти на четверть. Значительно подрос процент обогащенного угля — на 45%. А в 2011 году и вовсе был достигнут наивысший показатель добычи в постсоветской России — 336,1 млн т (из которых почти 200 млн были добыты на Кузбассе).

Перспективы тридцатилетки
Рост добычи в количественном измерении не избавляет отрасль от проблем, которые с каждым годом становятся все ощутимей и опасней.  В первую очередь негативно влияет на развитие отрасли спад на внутреннем рынке — многие предприятия в угоду выгоде переходят на природный газ или на подпитку от эклектрических станций. Уголь становится не у дел в межтопливной конкуренции.  Во-вторых, на мировом рынке растут серьезные конкуренты, присутствие которых просто невозможно больше отрицать, как бы сами угольщики ни кичились своим превосходством, завоеванным в прошлые годы. И наконец, в-третьих, для покупателя российский уголь становится очень дорогим, особенно по сравнению с альтернативными источниками энергии, такими как сланцевый газ или тот же природный. Китай делает ставку на поиск ресурсов внутри своей страны, и это первый маячок того, что, дабы не потерять своего главного покупателя, нам нужно выйти на качественно новый уровень развития и наконец-таки встать на эти инновационные рельсы.  Кстати, именно это и является главным постулатом недавно утвержденной долгосрочной программы развития угольной отрасли нашей страны.  Документ этот довольно обширный и долгосрочный — период его действия рассчитан вплоть  до 2030 года.
Общий объем финансирования специалисты определили в  3,7 трлн руб. Кстати, дотаций от государства отрасль получит лишь 9%, остальные средства — затраты самих компаний на свою же модернизацию. Если учесть, что отрасль давно приватизирована,  то вопросов к доле финансового  участия государства в программе просто нет. Согласно стратегии развития, к 2030 году добыча угля в России должна вырасти до 430 млн т. Осуществляться добыча будет на 82 разрезах и 64 шахтах (сейчас она идет на 137 разрезах и на 91 шахте). Уровень производительности труда в пять раз превысит показатель 2010 года.
Немало внимания программа уделяет и развитию логистических схем движения угля.  И что звучит особо заманчиво, она должна привести к снижению транспортных затрат угольщиков на транспортировку сырья и, следовательно, повысить эффективность работы угольных предприятий в целом. По сути, просто уменьшить транспортную составляющую в конечной стоимости товара. Транспортная составляющая в конечной цене угля как на внутреннем, так и на внешнем рынке бьет все рекорды: к сегодняшнему дню в ряде регионов она уже приближается к половине стоимости самого доставляемого продукта.  По данным Федеральной службы по тарифам России (ФСТ) в Красноярском крае и Кемеровской области — главных угленосов региона — доля тарифа на транспортировку по железной дороге в итоговой стоимости угля занимает порядка 30%, и это только для внутренних перевозок, которые, как мы знаем, в основном носят «социальный характер». При экспортных поставках это число хоть и ненамного, но все же возрастает — до 34%. В свете сегодняшних данных такая перспектива не может не радовать. Так, средняя дальность перевозки угольной продукции уменьшится  в 1,2 раза, в том числе и на внутреннем рынке. 
«Для снижения влияния дальности перевозки в бассейне будет развиваться местное использование добываемого угля, для чего намечается создание энерготехнологических комплексов, позволяющих перейти к освоению ресурсов угольных месторождений, извлечению и использованию метана. В целом в соответствии с принятыми темпами формирования новых центров добычи угля произойдет смещение угледобычи в направлении востока страны. Доля Восточной Сибири возрастет с 25,8% до 32%, Дальнего Востока — c 9,7% до 15,2%», — заверяет текст.
Еще более грандиозно звучат такие постулаты, как «создание устойчивой инновационной системы для обеспечения угольной отрасли перспективными отечественными технологиями и оборудованием, а также научно-техническими решениями».  При создании новых центров угледобычи будет в обязательном порядке обязательное строительство современных обогатительных фабрик. В целом по России уровень обогащения намечается довести до 60% (с 40% в настоящее время). Всего различным видам переработки (сортировка, обогащение, глубокая переработка, газификация) будет подвергаться более 80% добываемого угля, — обещает Минэнерго России. Особое внимание в программе уделено решению социальных проблем горняков, улучшению условий труда, безопасности, охране окружающей среды.
При изучении программы картинки, конечно, в голове рисуются более чем радужные, и даже если ты раньше и сомневался в конкурентоспособности отечественного углепрома на мировом рынке, то теперь сомнения в стороне. Но возникает один вопрос, лишь один: не останутся ли наши перспективы в угольной промышленности творениями печатной машинки на листе бумаги?  И особо примечателен тот факт, что вопрос безопасности труда работников  в шахтах, на разрезах и на обогатительных фабриках так и остался за кадром больших инноваций, которые программа предполагает в скором времени внедрить, а между тем именно  сравнительно низкий уровень эффективности и безопасности подземной добычи угля — самый главный краеугольный камень на шее угольной отрасли страны.  Но на первом месте для угольщиков — эффективность производства, его рентабельность и конкурентоспособность самого угля на мировом рынке, остальное, к сожалению, уходит на второй план.
«Кстати, об отраслевой эффективности от реализации обогащенного энергетического угля можно судить на примере Кузнецкого бассейна, где добывается порядка 46 млн т угля марок Т, СС и 45 млн т угля марок Г, Д, ДГ со средней зольностью 17.6%. По расчетам ИГИ, снижение зольности на один процент увеличивает энергоемкость угля примерно на 80 ккал/кг, цену одной тонны — на 80–100 руб. Если довести зольность рядового угля после обогащения до 10%, то только транспортные перевозки уменьшатся примерно на 6,9 млн т, а издержки потребителей — почти на 1,5 млрд руб. — таково заключение  специалистов ФГУП ЦНИЭИуголь.

Жажда неиспользованного потенциала
И программа долгосрочного развития угольной отрасли нашей страны, и первые лица регионов, в которых уголь является главным хлебом не только металлургов, но и жителей, да впрочем, и сами угольщики не отрицают того, что главная цель модернизации — максимальное использование потенциала отрасли.  Как этого добиться? Наверное, путем решения технической стороны вопроса, ведь в среднем по стране износ технического фонда приближается к критической отметке в 80%, и конечно же освоения новых месторождений, которых, по словам геологов, у нас «поле непаханое».
Если говорить о научной платформе отрасли, то она тоже довольно развита. В 2008 году в Кемеровской области  открыл свои двери для резидентов  технопарк, специализирующийся на разработке новых технологий и оборудования для горной и угольной промышленности. Спустя два года, в 2010 году, был основан Институт углехимии и химического материаловедения Сибирского отделения РАН. Это, кстати, первый полнопрофильный институт с углехимической тематикой в России.
В Кемеровской области  сейчас активно реализуются проекты, направленные на максимальное использование потенциала угольной отрасли региона. Об обогащении угля речь здесь даже и не идет, скорее, только  о продаже произведенных из него продуктов, т. е. электроэнергии. Например, довольно интересен проект  строительства тепловой электростанции, на которой будут сжигаться угли, добываемые на предприятиях  ОАО «Кузбассразрезуголь».
«Один из самых интересных проектов предусматривает извлечение метана из угольных месторождений до начала угледобычи. С одной стороны, это делает более безопасной работу шахтеров, с другой — на выходе получается ценный источник энергии» —уверены сами работники компании.
Угольщики просто вынуждены идти по модернизационному пути, внедряя новые инновационные технологии. В противном случае  они не выдержат конкуренции на мировом рынке. Которая довольно сурова — емкость угольного рынка ограничена, а количество игроков на нем прирастает большими рывками. Но радует, что и в пределах нашей страны новички появляются.  Сейчас ведется разработка  угледобычи на базе Эльгинского (Республика Якутия), Межегейского и Элегестского ( Республика Тыва) и Апсатского (Забайкальский край) месторождений. Там должны быть созданы ультрасовременные углехимические и энергетические комплексы, включающие угольные разрезы, шахты, предприятия по переработке сырья и транспортную инфраструктуру. Но эксперты выделяют в особо перспективный ряд месторождения в Туве и Южной Якутии.
Разработку Каа-Хемского угольного месторождения ведет Тувинская горнорудная компания, принадлежащая En+ Group Олега Дерипаски. В проект предполагается вложить порядка 35 млрд руб. К 2017 году En+ Group планирует войти в тройку ведущих производителей коксующихся углей в России. Однако успех этого проекта целиком зависит от того, будет ли построена железная дорога в Туву. Главным инвестором возведения магистрали Кызыл — Курагино выступает Енисейская промышленная компания, которая в свою очередь владеет лицензией на разработку крайне перспективного Элегестского месторождения. В августе 2011 года был добыт первый уголь на Эльгинском месторождении в Южной Якутии, принадлежащем компании «Якут­уголь», которой владеет стальная группа «Мечел». К Эльгинскому месторождению от БАМа сейчас активно строится железнодорожная ветка, полный ввод в строй которой позволит там резко нарастить добычу угля. Таким образом, начало активной эксплуатации новых перспективных месторождений в полной мере зависит от темпов обустройства транспортной инфраструктуры. И если эти темпы будут соответствовать заявленным, то мы станем свидетелями того, как центр тяжести угольной промышленности страны начнет смещаться в восточном направлении.


"Промышленные страницы Сибири" №10 (81) спецвыпуск «Добывающая промышленность» 2013 г.

История отечественных модернизаций угольной промышленности на самом деле довольно скудна. Впервые о том, что легендарную отрасль все-таки нужно ставить на новые рельсы – сначала рыночные, а потом и инновационные, – заговорили еще в 1990 году. Тогда начали, прямо скажем, не очень: значительную часть шахт и разрезов закрыли под прикрытием нерентабельности даже в тех городах и поселках, где угольные предприятия были градообразующими. Главной целью той «модернизации» стала передача отрасли на попечение в частные руки. Ожидалось, что частная собственность заставит новых владельцев лучше забиться о своих активах, но многие не пожелали поднимать отрасль, решив окончательно закрыть часть предприятий, особо не разбираясь ни в социальных, ни в экономических, ни в геополитических нюансах.
Затем наступило затишье: угольщики добывали и отправляли сырье либо в производство, либо на экспорт, владельцы подсчитывали доход, а власти радовались новым успехам отрасли, которую еще совсем недавно сами же считали бесперспективной абсолютно. Что ж, повод для радости был не плохой: объем добычи и экспорта российского угля вырос почти на четверть. Значительно подрос процент обогащенного угля — на 45%. А в 2011 году и вовсе был достигнут наивысший показатель добычи в постсоветской России — 336,1 млн т (из которых почти 200 млн были добыты на Кузбассе).

Перспективы тридцатилетки
Рост добычи в количественном измерении не избавляет отрасль от проблем, которые с каждым годом становятся все ощутимей и опасней.  В первую очередь негативно влияет на развитие отрасли спад на внутреннем рынке — многие предприятия в угоду выгоде переходят на природный газ или на подпитку от эклектрических станций. Уголь становится не у дел в межтопливной конкуренции.  Во-вторых, на мировом рынке растут серьезные конкуренты, присутствие которых просто невозможно больше отрицать, как бы сами угольщики ни кичились своим превосходством, завоеванным в прошлые годы. И наконец, в-третьих, для покупателя российский уголь становится очень дорогим, особенно по сравнению с альтернативными источниками энергии, такими как сланцевый газ или тот же природный. Китай делает ставку на поиск ресурсов внутри своей страны, и это первый маячок того, что, дабы не потерять своего главного покупателя, нам нужно выйти на качественно новый уровень развития и наконец-таки встать на эти инновационные рельсы.  Кстати, именно это и является главным постулатом недавно утвержденной долгосрочной программы развития угольной отрасли нашей страны.  Документ этот довольно обширный и долгосрочный — период его действия рассчитан вплоть  до 2030 года.
Общий объем финансирования специалисты определили в  3,7 трлн руб. Кстати, дотаций от государства отрасль получит лишь 9%, остальные средства — затраты самих компаний на свою же модернизацию. Если учесть, что отрасль давно приватизирована,  то вопросов к доле финансового  участия государства в программе просто нет. Согласно стратегии развития, к 2030 году добыча угля в России должна вырасти до 430 млн т. Осуществляться добыча будет на 82 разрезах и 64 шахтах (сейчас она идет на 137 разрезах и на 91 шахте). Уровень производительности труда в пять раз превысит показатель 2010 года.
Немало внимания программа уделяет и развитию логистических схем движения угля.  И что звучит особо заманчиво, она должна привести к снижению транспортных затрат угольщиков на транспортировку сырья и, следовательно, повысить эффективность работы угольных предприятий в целом. По сути, просто уменьшить транспортную составляющую в конечной стоимости товара. Транспортная составляющая в конечной цене угля как на внутреннем, так и на внешнем рынке бьет все рекорды: к сегодняшнему дню в ряде регионов она уже приближается к половине стоимости самого доставляемого продукта.  По данным Федеральной службы по тарифам России (ФСТ) в Красноярском крае и Кемеровской области — главных угленосов региона — доля тарифа на транспортировку по железной дороге в итоговой стоимости угля занимает порядка 30%, и это только для внутренних перевозок, которые, как мы знаем, в основном носят «социальный характер». При экспортных поставках это число хоть и ненамного, но все же возрастает — до 34%. В свете сегодняшних данных такая перспектива не может не радовать. Так, средняя дальность перевозки угольной продукции уменьшится  в 1,2 раза, в том числе и на внутреннем рынке. 
«Для снижения влияния дальности перевозки в бассейне будет развиваться местное использование добываемого угля, для чего намечается создание энерготехнологических комплексов, позволяющих перейти к освоению ресурсов угольных месторождений, извлечению и использованию метана. В целом в соответствии с принятыми темпами формирования новых центров добычи угля произойдет смещение угледобычи в направлении востока страны. Доля Восточной Сибири возрастет с 25,8% до 32%, Дальнего Востока — c 9,7% до 15,2%», — заверяет текст.
Еще более грандиозно звучат такие постулаты, как «создание устойчивой инновационной системы для обеспечения угольной отрасли перспективными отечественными технологиями и оборудованием, а также научно-техническими решениями».  При создании новых центров угледобычи будет в обязательном порядке обязательное строительство современных обогатительных фабрик. В целом по России уровень обогащения намечается довести до 60% (с 40% в настоящее время). Всего различным видам переработки (сортировка, обогащение, глубокая переработка, газификация) будет подвергаться более 80% добываемого угля, — обещает Минэнерго России. Особое внимание в программе уделено решению социальных проблем горняков, улучшению условий труда, безопасности, охране окружающей среды.
При изучении программы картинки, конечно, в голове рисуются более чем радужные, и даже если ты раньше и сомневался в конкурентоспособности отечественного углепрома на мировом рынке, то теперь сомнения в стороне. Но возникает один вопрос, лишь один: не останутся ли наши перспективы в угольной промышленности творениями печатной машинки на листе бумаги?  И особо примечателен тот факт, что вопрос безопасности труда работников  в шахтах, на разрезах и на обогатительных фабриках так и остался за кадром больших инноваций, которые программа предполагает в скором времени внедрить, а между тем именно  сравнительно низкий уровень эффективности и безопасности подземной добычи угля — самый главный краеугольный камень на шее угольной отрасли страны.  Но на первом месте для угольщиков — эффективность производства, его рентабельность и конкурентоспособность самого угля на мировом рынке, остальное, к сожалению, уходит на второй план.
«Кстати, об отраслевой эффективности от реализации обогащенного энергетического угля можно судить на примере Кузнецкого бассейна, где добывается порядка 46 млн т угля марок Т, СС и 45 млн т угля марок Г, Д, ДГ со средней зольностью 17.6%. По расчетам ИГИ, снижение зольности на один процент увеличивает энергоемкость угля примерно на 80 ккал/кг, цену одной тонны — на 80–100 руб. Если довести зольность рядового угля после обогащения до 10%, то только транспортные перевозки уменьшатся примерно на 6,9 млн т, а издержки потребителей — почти на 1,5 млрд руб. — таково заключение  специалистов ФГУП ЦНИЭИуголь.

Жажда неиспользованного потенциала
И программа долгосрочного развития угольной отрасли нашей страны, и первые лица регионов, в которых уголь является главным хлебом не только металлургов, но и жителей, да впрочем, и сами угольщики не отрицают того, что главная цель модернизации — максимальное использование потенциала отрасли.  Как этого добиться? Наверное, путем решения технической стороны вопроса, ведь в среднем по стране износ технического фонда приближается к критической отметке в 80%, и конечно же освоения новых месторождений, которых, по словам геологов, у нас «поле непаханое».
Если говорить о научной платформе отрасли, то она тоже довольно развита. В 2008 году в Кемеровской области  открыл свои двери для резидентов  технопарк, специализирующийся на разработке новых технологий и оборудования для горной и угольной промышленности. Спустя два года, в 2010 году, был основан Институт углехимии и химического материаловедения Сибирского отделения РАН. Это, кстати, первый полнопрофильный институт с углехимической тематикой в России.
В Кемеровской области  сейчас активно реализуются проекты, направленные на максимальное использование потенциала угольной отрасли региона. Об обогащении угля речь здесь даже и не идет, скорее, только  о продаже произведенных из него продуктов, т. е. электроэнергии. Например, довольно интересен проект  строительства тепловой электростанции, на которой будут сжигаться угли, добываемые на предприятиях  ОАО «Кузбассразрезуголь».
«Один из самых интересных проектов предусматривает извлечение метана из угольных месторождений до начала угледобычи. С одной стороны, это делает более безопасной работу шахтеров, с другой — на выходе получается ценный источник энергии» —уверены сами работники компании.
Угольщики просто вынуждены идти по модернизационному пути, внедряя новые инновационные технологии. В противном случае  они не выдержат конкуренции на мировом рынке. Которая довольно сурова — емкость угольного рынка ограничена, а количество игроков на нем прирастает большими рывками. Но радует, что и в пределах нашей страны новички появляются.  Сейчас ведется разработка  угледобычи на базе Эльгинского (Республика Якутия), Межегейского и Элегестского ( Республика Тыва) и Апсатского (Забайкальский край) месторождений. Там должны быть созданы ультрасовременные углехимические и энергетические комплексы, включающие угольные разрезы, шахты, предприятия по переработке сырья и транспортную инфраструктуру. Но эксперты выделяют в особо перспективный ряд месторождения в Туве и Южной Якутии.
Разработку Каа-Хемского угольного месторождения ведет Тувинская горнорудная компания, принадлежащая En+ Group Олега Дерипаски. В проект предполагается вложить порядка 35 млрд руб. К 2017 году En+ Group планирует войти в тройку ведущих производителей коксующихся углей в России. Однако успех этого проекта целиком зависит от того, будет ли построена железная дорога в Туву. Главным инвестором возведения магистрали Кызыл — Курагино выступает Енисейская промышленная компания, которая в свою очередь владеет лицензией на разработку крайне перспективного Элегестского месторождения. В августе 2011 года был добыт первый уголь на Эльгинском месторождении в Южной Якутии, принадлежащем компании «Якут­уголь», которой владеет стальная группа «Мечел». К Эльгинскому месторождению от БАМа сейчас активно строится железнодорожная ветка, полный ввод в строй которой позволит там резко нарастить добычу угля. Таким образом, начало активной эксплуатации новых перспективных месторождений в полной мере зависит от темпов обустройства транспортной инфраструктуры. И если эти темпы будут соответствовать заявленным, то мы станем свидетелями того, как центр тяжести угольной промышленности страны начнет смещаться в восточном направлении.


"Промышленные страницы Сибири" №10 (81) спецвыпуск «Добывающая промышленность» 2013 г.

Анастасия Ульянова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru